Израильско-американский коллектив, под руководством нейробиолога Йосси Йовеля (Yossi Yovel) из Тель-Авивского университета разобрался, как и о чем говорят летучие мыши, когда стая висит вниз головой на потолке пещеры. Статью об этом, опубликованную в журнале Scientific Reports, пересказывает сайт журнала Science.

Гвалт, который поднимают летучие мыши, может показаться стороннему наблюдателю хаотичной какофонией, но авторы статьи выяснили, что это совсем не так. Для этого они в течение 75 дней изучали разговоры стаи египетских летучих собак (Rousettus aegyptiacus), состоявшую из 22 особей.

Записанные при этом 15 тыс. криков обрабатывались с помощью компьютерной программы, которая позволяла в 60% случаях распознавать смысл криков, в 70% случаев понимать, кто кричит и в 50% — кому кричат. Эта информация совмещалась с видеозаписями, которые показывали социальные взаимодействия между членами стаи.

Оказалось, что общение летучих мышей очень адресно: они отлично знают, к кому обращаются, и кто с кем сейчас говорит. До сих пор такое наблюдалось только у некоторых видов животных, в основном у обезьян. Более того, при обращении к разным членам стаи у летучей мыши меняется звук голоса. Особенно это зависит от того, обращается ли она к самке или к самцу.

Круг тем, которые «обсуждают» Rousettus aegyptiacus, тоже оказался довольно широк. Они говорят о еде (значение таких криков можно интерпретировать примерно как «Это моя еда, не трогай»), спальных местах («Это мое место, уйди») и сексе («Ты меня не интересуешь, не приставай»).

По словам Йовеля, такие исследования летучих мышей очень перспективны: до сих пор изучалась в основном голосовая коммуникация у птиц и обезьян, а разобраться, как это происходит у рукокрылых, тоже очень интересно.

Напомним, ранее ученые выяснили, что лемуры разговаривают только с друзьями, а зебровые амадины могут петь без особой цели — просто чтобы поболтать друг с другом.