Космос становится ближе — фраза, которая с каждым годом звучит все привычнее. Спустя 62 года после первого полета человека в космос в мире появляется все больше частных космических компаний, вдохновленных успехом Space X. А ученые стараются расширить космические горизонты и ставят перед собой все более сложные задачи. В 2023 г. человечество отправится к ледяным спутникам Юпитера, узнает много нового о составе грунта с астероида Бенну и понаблюдает за долгожданным запуском аппарата «Луна-25». Об этом и не только — в нашем материале о новых космических рубежах во Всемирный день авиации и космонавтики.

Ледяные луны Юпитера

Событие поистине мирового масштаба ожидается в 2023 г. Европейское космическое агентство запустит миссию JUICE (Jupiter Icy Moons Explorer) — самый амбициозный и дорогостоящий межпланетный проект в истории. Миссия JUICE позволит изучить три крупнейшие ледяные луны Юпитера — Европу, Ганимед и Каллисто. По мнению ученых, под поверхностью спутников газового гиганта скрываются океаны жидкой воды. Аппарат оценит потенциальную пригодность этих миров для жизни человека, а также выполнит первый в истории лунно-земной гравитационный маневр.

Аппарат: ESA / ATG medialab; Юпитер: NASA / ESA / J. Nichols (University of Leicester); Ганимед: NASA / JPL; Ио: NASA / JPL / University of Arizona; Каллисто и Европа: NASA / JPL / DLR

Ясно, что полет до Юпитера — задача не из простых (и не из быстрых). Если все пойдет по плану, то JUICE доберется до пункта назначения через восемь лет. Но чтобы направить космический аппарат массой более 6 т в правильном направлении и с нужным ускорением, потребуются сразу несколько маневров. В начале аппарат воспользуется гравитацией Луны, а затем Земли. Спустя два года после запуска — в 2025 г. — аппарат совершит пролет около Венеры. По плану в 2026 г. пройдет второй двойной гравитационный маневр в окрестностях Земли, а в 2029 г. — вновь около Венеры. После этого JUICE наконец достигнет нужной скорости и отправится к Юпитеру, которого достигнет лишь в 2031 г.

Испытания на устойчивость к высоким температурам аппарата JUICE. Автор: M. Cowan. Источник: ESA

Но такой долгий путь того стоит, поскольку аппарат совершит два близких пролета вблизи Европы, 12 пролетов рядом с Каллисто и 12 около Ганимеда. Это позволит ученым наконец заглянуть под ледяные покровы лун Юпитера в поисках воды и возможной жизни.

«Корона» «Роскосмоса» и «Луна-25»

Российское космическое агентство планирует разработку многоразовой ракеты. Сегодня подобные ракеты стали настоящим трендом в мире космических корпораций, стремящихся удешевить запуски экипажей и аппаратов. Но отечественные конструкторы пошли еще дальше. По планам разработчиков, новая ракета сможет не только доставлять полезную нагрузку на орбиту, но и возвращать груз соизмеримо массе выведения.

Другое ожидаемое событие связано с возвращением России на Луну (Подробнее о проекте читайте в нашем интервью с И.Г. Митрофановым). В прошлом году запуск посадочного аппарата «Луна-25», к сожалению, был отложен. Но ученые приняли верное решение — не спешить и довести все системы до идеала для успешной мягкой посадки на Луну. Впереди — первое прилунение в районе Южного полюса спутника.

«Луна-25»: полгода до старта. Источник: YouTube-канал Роскосмос ТВ

Металлическая Психея

В загадочном поясе астероидов есть не менее загадочное небесное тело Психея. Прямо сейчас продолжается подготовка одноименной миссии, которая исследует «золотой» астероид. Это прозвище дано неслучайно. На кон поставлено около $10 квинтлн (10 000 000 000 000 000 000). Но это не стоимость миссии, а предполагаемая стоимость самой Психеи, которая полностью состоит из железа и никеля. Конечно, о сборе ресурсов пока говорить рано, у человечества еще нет возможностей для добычи полезных ископаемых в космосе. Психея интересна прежде всего с точки зрения научных исследований. Ученые надеются, что астероид раскроет тайны не только своего происхождения, но и происхождения планет Солнечной системы.

Художественное изображение аппарата Psyche вблизи металлического астероида Психея. Автор: Peter Rubin. Источник: NASA / JPL-Caltech / Arizona State Univ. / Space Systems Loral / Wikipedia

Согласно теориям, Психея представляет собой металлическое ядро протопланеты или его фрагмент. Возможно, на ранних этапах формирования Солнечной системы молодая Психея столкнулась с более крупным объектом, оставив после себя лишь ядро. Казалось бы, что интересного может быть в металлическом ядре? Дело в том, что, по разным оценкам, ядро нашей планеты также состоит из никеля и железа. Поэтому изучение Психеи поможет уточнить наши знания о процессах формирования планет. Узнать это мы сможем лишь к концу десятилетия. Полет к цели займет три с половиной года.

Астероид Бенну движется к Земле

Не пугайтесь, пока еще не весь астероид, а образцы его грунта, которые доставит в сентябре этого года капсула зонда OSIRIS-x. Астероид Бенну был открыт в конце прошлого века и назван в честь мифологической птицы Бенну. Она олицетворяет душу древнеегипетского бога Осириса (в честь которого назван аппарат). За Бенну наблюдают очень внимательно, поскольку он считается потенциально опасным при сближении с Землей. Согласно оценкам, это может произойти в XXII в.

Зонд OSIRIS-REx представляет собой почти точную копию межпланетного аппарата Stardust, который в 2006 г. успешно доставил на Землю частицы кометного вещества с кометы 81P/Вильда (Вильда-2) и межзвездной пыли. С помощью специальной роботизированной руки аппарат взял часть грунта с астероида без посадки на само небесное тело и поместил его в специальную капсулу. По оценкам ученых, Бенну может содержать органический материал, сохранившийся с начала зарождения Солнечной системы.

Процесс отбора проб OSIRIS-REx с астероида Бенну. Источник: YouTube-канал NASA's Goddard Space Flight Center

Помимо научной цели, ученые попытаются оценить уровень опасности объекта для жителей Земли. Для этого потребуется измерить так называемую силу эффекта Ярковского. Эффект описал еще в 1900 г. русский инженер Иван Осипович Ярковский. Согласно определению, эффект описывает разницу температур между нагретой Солнцем и находящейся в тени сторонами, что приводит к изменению траектории астероидов. Если влияние эффекта на Бенну подтвердится, то потребуются меры по защите нашей планеты. Предлагается сместить астероид с орбиты с помощью нанесения на его поверхность специальной краски, которая, возможно, увеличит разницу температур и, следовательно, изменит траекторию движения.

Мы рассказали, лишь о некоторых грандиозных событиях в области освоения и изучения космоса. Человечество с каждым годом пытается узнать больше о Вселенной вокруг нас. Японские и индийские ученые также планируют совершить посадку на Луну, в Китае разрабатывается новейший космический телескоп, а частные компании задумываются о создании ракеты с помощью 3D-принтера. Очевидно, что каждый из этих проектов сделает космос еще ближе. Возможно, не за горами тот час, когда человечество сможет наконец сделать первый шаг на Марсе или своими глазами увидеть из иллюминатора Юпитер и Сатурн.

Фото в тексте и на главной странице: 123RF