Впервые в мире расшифрована ДНК уязвимого вида, аравийского сернобыка. Генетические данные помогут составить грамотные программы разведения животных, чтобы помочь виду выжить, передает EurekAlert!. Результаты исследования опубликованы в журнале Royal Society Open Science.

Исследователи собрали и протестировали генетические образцы 138 аравийских ориксов, обитающих в заповеднике Аль-Вуста (Оман), и 36 – из американского зоопарка Феникса – потомства стада, созданного там в 1970-х годах. Ученые изучили митохондриальную ДНК, унаследованную от матери, и однонуклеотидные полиморфизмы, унаследованные от обоих родителей. Эти генетические параметры используют для идентификации видов.

Генофонд уязвимого вида оказался умеренно разнообразным, а это означает, что стада могут реагировать на изменение окружающей среды и сохранять хорошее здоровье. Ученые обнаружили три группы предков аравийского орикса, но их генетика не была равномерно распределена среди нынешних стад в заповеднике. Исходя из этого, исследователи предлагают целевую стратегию разведения, при которой самки могут спариваться с самцами из других генетических линий. «Чтобы обеспечить выживание вида, речь идет не только о размере популяции, но и о генетическом разнообразии», – отмечают авторы работы.

Аравийский орикс – антилопа из семейства сернобыков, отличающаяся длиной рогов, которые могут достигать одного метра. Животное может преодолевать 75 километров в день в поисках пищи. Аравийский орикс живет от 15 до 20 лет и является основным источником пищи для других видов на Аравийском полуострове, включая полосатых гиен, аравийских волков и рысей.

В дикой природе этот вид исчез в 1972 году из-за охоты и браконьерства. Тем не менее, он продолжал существовать в неволе благодаря программам разведения в зоопарке Феникса и частными коллекционерами в Саудовской Аравии. Исторически он был и остается культурной и национальной иконой в таких странах, как Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты.

Десять лет спустя этот вид был «восстановлен». Сегодня дикие популяции насчитывают около 1200 животных: в основном они обитают на Аравийском полуострове. В неволе содержится от 6000 до 7000 особей, 600 из которых – в заповеднике дикой природы Аль-Вуста в Омане.

Согласно Красному списку видов, находящихся под угрозой исчезновения, Международного союза охраны природы, аравийский орикс по-прежнему сталкивается с высоким риском исчезновения в дикой природе.

[Фото: Gongora et al.]