60 лет назад инженеры Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП), ныне АО «Российские космические системы» (РКС) разработали проект первой в мире пилотируемой орбитальной станции «Салют». Для нее была создана высокоточная универсальная система оперативного управления ракетами и космическими аппаратами. Документы, посвященные созданию этой системы, были рассекречены несколько дней назад. Об этом сообщили в пресс-службе РКС.

Новая система была создана, чтобы решить проблему слишком медленной работы прежних аппаратов. Ее наземные средства  располагались в одном измерительном пункте и могли автономно и оперативно  определять параметры движения космического объекта, передавать на борт объекта команды и программы работы для бортовой аппаратуры и передавать полученные данные о параметрах орбиты объекта в координационно-вычислительный штаб. Система могла выполнять военные и гражданские задачи.

«Данная система может быть использована для определения траекторий глобальных ракет при их полигонной отработке и искусственных спутников Земли (типа «Зенит-4», «УС» и пр.), особенно спутников, предназначенных для выполнения боевого задания на первом витке. С помощью этой системы могут решаться задачи, связанные со сборкой объектов на орбите, наведением истребителей спутников (объектов типа «ИС») на цель, а также задачи точного прогнозирования движения дальних космических объектов (например, Л-1) по измерениям на приземном участке», ­— говорится в документах.

Конструктивно система состояла из комплекса измерительных радиосредств, системы обработки данных и аппаратуры программно-командной радиолинии. Она была способна работать даже в случае возникновения неполадок.

«Работоспособность новой универсальной системы определения орбиты не нарушалась даже в случае потери объектом ориентации, и она в любой ситуации обеспечивала автоматическое вхождение в связь без дополнительных целеуказаний» — пояснил заместитель начальника отделения разработки перспективной аппаратуры навигации РКС Рудольф Бакитько.

Проект не был реализован, но предложенные в 1962 г. технологии легли в основу радиотехнических систем, с помощью которых стыковали элементы первой в истории орбитальной станции «Салют» и которые используются до настоящего времени.

Подготовила Лайма Мурадян, под редакцией Максима Майорова.

Фото на странице: РКС