Палеобиологи из Великобритании изучили форму зубов самых ранних динозавров и сравнили рацион этих древних рептилий с их современными родственниками, сообщает Бристольский университет. Результаты анализа, опубликованные в журнале Science Advances, показывают, что многие группы травоядных динозавров изначально были всеядными и что предки знаменитых травоядных с длинной шеей, таких как диплодок, ели мясо. Эта способность разнообразить свой рацион на ранних этапах развития, вероятно, объясняет их эволюционный и экологический успех.

Динозавры доминировали на Земле в мезозойскую эру, пока не вымерли 66 миллионов лет назад. Среди них были группы гигантских травоядных, таких как зауроподы с длинной шеей, и плотоядные виды – как, например, тираннозавр рекс. Однако их происхождение было гораздо скромнее и восходит к триасовому периоду: первые динозавры появились примерно 235 миллионов лет назад.

Самые ранние динозавры были намного меньше своих более поздних родственников и на протяжении большей части триаса находились в тени крокодилоподобных рептилий. Неизвестно, насколько они были разнообразны с точки зрения рациона и распространения, но в триасовом периоде должно было произойти что-то, что позволило динозаврам пережить триасово-юрское массовое вымирание и адаптироваться после него, став доминирующей группой для остальных видов.

Уже первые динозавры отличаются разнообразием в форме черепа и зубов. Ученые предположили, что и питались эти архозавры по-разному. В своей работе исследователи из Бристольского университета попытались определить меню динозавров триасового периода, сравнив форму их зубов и зубов современных рептилий. Также палеобиологи создали компьютерную модель, которая воспроизводит механическую реакцию зубов на силу жевания.

У динозавров-тероподов заостренные, изогнутые и похожие на лезвия зубы с крошечными зазубринами, которые работают так же, как зубы современных варанов. Напротив, зубы птицетазовых и зауроподоморфов больше похожи на зубы современных всеядных и травоядных, таких как игуаны. Как показало исследование, орнитисхианы – группа, в которую входят многие виды, питающиеся растениями, такие как рогатые динозавры (цератопсы), бронированные анкилозавры (анкилозавриды) и «утконосые» динозавры (гадрозавриды) — начинали как всеядные.

«И еще одно интересное открытие заключается в том, что самые ранние зауроподоморфы, предки растительноядных зауроподов с длинной шеей, таких как диплодок, были плотоядными», – отмечает профессор Эмили Рэйфилд, один из авторов работы. Она добавляет, что «рацион ранних динозавров был весьма разнообразным».

Ранние динозавры эволюционировали по-разному в течение всего триасового периода, и это, как предполагают исследователи, могло быть ключом к их эволюционному и экологическому успеху.

[Иллюстрация: ANTONIO BALLELL]