Психологи из университета Вандербильдта (США), под руководством профессора Бетани Риттл-Джонсон (Bethany Rittle-Johnson) выяснили, что прививание некоторых специфических математических навыков дошколятам и младшеклассникам помогает им впоследствии лучше успевать по математике в средних классах. Статью по результатам этой работы, опубликованную в журнале Child Development, пересказывает пресс-релиз американского Общества исследований развития детей.

В исследовании принимали участие 517 детей из семей с низким уровнем дохода, в основном темнокожих (проблема подтягивания таких детей по математике волнует американских педагогов больше всего). У каждого ребенка тестировались общие навыки (в том числе чтение, самоорганизация, хорошее/плохое поведение) и шесть математических навыков: поиск закономерностей, сравнение величин, счет объектов, понимание письменных чисел, численный счет и распознавание форм.

В первый раз эти навыки проверялись в детском саду (в возрасте 4-5 лет), во второй раз — уже в первом классе школы. Затем эти показатели сравнивались с успеваемостью детей по математике в пятом классе (11 лет).

Оказалось, в возрасте 4-5 лет лучше всего с будущей успеваемостью по математике в пятом классе коррелируют навыки поиска закономерностей, сравнения величин и счета объектов. В первом классе поиск закономерностей остается важным навыком, а кроме него для будущего развития начинают играть важную роль понимание письменных чисел и численный счет.

Полученные результаты показывают педагогам, на какие навыки в каком возрасте нужно обращать особое внимание, чтобы ребенок в будущем хорошо знал математику.

«Такие навыки, как счет чисел и объектов, а также понимание письменных чисел, уже находятся в центре внимания учителей и родителей, что вполне оправданно, — прокомментировала профессор Риттл-Джонсон. — Однако сравнению величин стоит уделять больше внимания в дошкольном возрасте, а поиску закономерностей — как у дошколят, так и у младшеклассников».

Напомним, недавно выяснилось, что простая компьютерная игра, развивающая у пятилеток интуитивное чувство чисел, помогает им затем справляться с математическими задачами посложнее.