Сотрудники Колорадского университета в Боулдере показали, что пылевые бури играли и продолжают играть роль в лишении Марса его газовой атмосферы. Об этом свидетельствуют данные, полученные Марсианским разведывательным спутником (Mars Reconnaissance Orbiter) во время пылевой бури 2007 года, охватившей тогда всю Красную планету. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature Astronomy.

Средние слои того, что осталось от атмосферы Марса (50 – 100 км от поверхности планеты), содержат водяной пар. Из расположенных выше слоев в космос уносится водород. Последний процесс регистрировали обычно в те годы, когда на Красной планете не наблюдалось мощных пылевых бурь: в их отсутствие проще получать сведения о планете.

Авторы исследования обработали данные, полученные Mars Reconnaissance Orbiter во время мощной пылевой бури 2007 года. Тогда она охватила практически всю планету. Измерения показали, что конвекция в мощном потоке газов той бури значительно ускорила выброс водорода за пределы верхних слоев марсианской атмосферы и заметно повлияла на содержание водяного пара в средних слоях. Поскольку наблюдения велись не один год, стало понятно, что пылевые бури различной мощности влияют на состав газовой оболочки Марса единообразно, только с разной интенсивностью. Скорее всего, и в прошлом они «выдували» водород из марсианской атмосферы подобным образом.

Ученые ожидают, что будущие мощные пылевые бури помогут выяснить новые детали процессов изменения марсианской атмосферы. Вероятность того, что в ближайшие несколько лет такие метеоявления будут наблюдаться на четвертой планете, весьма высока.