2019 год был невероятно богат на научные события и результаты передовых исследований. Целый год мы рассказывали о мероприятиях, посвященных периодической таблице химических элементов, встречались с нобелевскими лауреатами, с отечественными и зарубежными учеными, работающими над прорывными исследованиями в области физики, химии, космологии, общественных и гуманитарных наук. Конечно, мировое научное сообщество не забывает о покорении космоса, о главных вопросах космологии и астрофизики. Что собой представляет таинственная темная материя и еще более таинственная темная энергия? Какова крупномасштабная структура нашей Вселенной? На эти и многие другие важные вопросы должна ответить космическая астрофизическая обсерватория "Спектр - Рентген-Гамма".

13 июля 2019 года. Зрители портала "Научная Россия" наблюдают как с космодрома Байконур запускают ракету-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03. В 15:33 по московскому времени происходит отделение первой ступени ракеты. Все системы функционируют нормально. Двигатели работают устойчиво. В 15:36 отделяется вторая ступень, головной обтекатель сбрасывается. В 15:40 от корпуса ракеты отделяется головной блок, который выводит аппарат "Спектр-РГ" в космос.

"Мне посчастливилось пройти вместе с проектом путь от самого его начала до непосредственно запуска. Это удивительный опыт, который можно сравнить с рождением ребенка".

Заместитель начальника комплекса АО "НПО Лавочкина", главный конструктор проекта "Спектр-РГ" Илья Ломакин

Уже в сентябре обсерватория достигла "рабочего места" в окрестности точки Лагранжа L2 системы «Солнце-Земля», примерно в 1,6 млн. км от Земли. А в октябре были доступны первые результаты.

Телескоп еROSITA, установленный на Спектре-РГ, разглядел участок близкой галактики Большое Магелланово Облако в направлении на туманность Тарантул. Диаметр изображения 1 градус. Эта область активного звездообразования, в которой эволюция звезд и вспышки сверхновых приводят к появлению сложнейших структур в межзвездной среде, где тепловое излучения газа соседствует с нетепловым излучением электронов, ускоренных ударными волнами остатков вспышек сверхновых. В той области, где плотность межзвездной среды меньше (правая сторона рисунка), видны многочисленные компактные источники — сверхмассивные черные дыры, находящиеся на космологических расстояниях далеко за Большим Магеллановым Облаком.

Напомним, что научный космический аппарат "Спектр-Рентген-Гамма" это целая рентгеновская обсерватория. Главные задачи, стоящие перед аппаратом — создать карту Вселенной в рентгеновском диапазоне, на которой будут отмечены все крупные скопления галактик. Обсерватория "Спектр-РГ" — это два уникальных телескопа: российский ART-XC и немецкий eROSITA. Телескопы работают по принципу рентгеновской оптики косого падения. Они установлены на отечественной космической платформе "Навигатор", адаптированной под задачи проекта.

Планы у участников проекта грандиозные. Они надеются обнаружить около ста тысяч массивных скоплений галактик, три миллиона сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик, сотни тысяч звезд с активными коронами, десятки тысяч звездообразующих галактик, а также объекты неизвестной природы.

"Возможно то, что мы увидим в скоплениях галактик, поможет открыть новую физику, отличную от Стандартной модели Вселенной".

Директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович

"Это громадный успех, ведь в России создан телескоп с рентгеновской оптикой косого падения. Можно по-настоящему порадоваться за сотрудников, которые сделали такой замечательный прибор - телескоп ART-XC. Все эти люди работали на моих глазах и представили результаты сорокалетнего опыта".

Научный руководитель проекта академик Рашид Сюняев

"Цель проекта - фундаментальные исследования, наблюдения в широком угловом диапазоне максимального числа рентгеновских источников с максимальным разрешением. Основная задача - это открытие нового. Мощный прибор даст нам информацию, которую мы сначала не будем понимать. Это и цель науки, эксперимента и научного творчества".

Президент РАН Александр Сергеев

Сегодня "Спектр-РГ"  продолжает изучать космическое пространство. На протяжении 4 лет он проведет обзор всего неба благодаря беспрецедентным спектральному и угловому разрешениям, а затем приступит к наблюдению выбранных участков небесной сферы в жестком энергетическом диапазоне, при котором межзвездная среда не будет мешать регистрируемому потоку излучения. Портал "Научная Россия" и дальше будет наблюдать за успехами космической обсерватории и рассказывать о них вам в новом году!

Фото: 123RF