Психологи МГУ в составе международного коллектива провели масштабное кросс-культурное исследование родительских установок и их влияния на речевое развитие детей. В исследовании приняли участие 3333 родителя из трёх стран: России, Великобритании и Норвегии. Из общего числа 1617 родителей были из России. Каждый из них заполнил опросник для оценки интуитивных теорий воспитания и подробную анкету о речевом развитии своего ребёнка в возрасте от 1 до 3 лет. Эти инструменты помогли получить информацию о словарном запасе детей, а также о ценностях и установках родителей. Результаты работы опубликованы в издании Collabra: Psychology.
Оказалось, что российские родители подходят к вопросам воспитания по-своему, в некоторых аспектах отличаясь от родителей из других стран. Так, в России многие родители опасаются, что чрезмерная эмоциональная отзывчивость и доступность взрослых могут навредить развитию ребенка. Эта тенденция хорошо прослеживается в поведении: родители в России стараются не хвалить малыша «лишний раз», опасаясь, что это сделает ребенка слабым и избалованным вниманием. Однако пользы такой эмоциональной сдержанности для развития речи нет.
Данные показывают, что чем больше родители хвалят, утешают и поддерживают ребёнка, тем богаче его словарный запас.
«При запуске и развитии речи в раннем возрасте ребёнок нуждается в одобрении и отклике даже на незначительные достижения, будь то удачное звукоподражание или впервые произнесённый слог», — отмечает Маргарита Гаврилова, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.
Это исследование еще раз подтверждает, что эмоциональная близость и доступность родителей крайне важны для развития ребёнка.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: ru.123rf.com