"Пряжа, сплетенная Богом"

Так – удивительно образно – польский писатель Януш Вишневский назвал двойную спираль ДНК. В День ДНК самое время о ней поговорить

О ДНК знают все

В фильме «Смысл жизни по Монти Пайтону» звучит стихотворение, которое мы приводим в переводе Вадима Филиппова:

Или жизнь – лишь игра,

а мы все – игроки...

И ставка в игре высока?

Или просто мы –

кольца, спирали, витки

реплицирующейся ДНК?

Если уж комик-группа из Великобритании задалась вопросом о ДНК, то и мы не можем остаться в стороне. Попытаемся разобраться.

С ума сошли генетики?

Писатель Оливер Холмс назвал наследственность омнибусом, в котором нас сопровождают, причем оттуда то и дело кто-нибудь высовывается, ошеломляя нас своим появлением. Ученые заинтересовались наследственностью еще в XIX веке. К концу того века биологи начали разбираться с хромосомами и генами, и вовсе не сошли от них с ума, как в песне Владимира Высоцкого, а начали выстраивать стройную теорию. Со временем выяснилось, что важнейшие функции по хранению, передаче и реализации наследственной информации выполняют высокомолекулярные органические соединения, называемые нуклеиновыми кислотами. Дезоксирибонуклеиновая и рибонуклеиновая кислоты присутствуют во всех клетках организма.

Увенчана Нобелевской премией

От открытия дезоксирибонуклеиновой кислоты до открытия ее структуры прошло без малого сто лет. Судьбоносное открытие случилось за пару дней до смерти Сталина, но с другой стороны железного занавеса: в нашей стране, если помните, генетику тогда считали продажной девкой. Ученые Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик трудились тогда в Кавендишской лаборатории Кембриджского Университета в Великобритании. Там в феврале 1953 года и случилось открытие. 28 февраля 1953 года пасмурным утром доктор Уотсон с Криком вошел в паб «Орел», что располагался по соседству с лабораторией. «Мы раскрыли секрет жизни!» – радовался Френсис Крик несмотря на смущение старшего товарища. Товарищ скромничал зря: предложенная соавторами структурная модель ДНК будет принята всем научным миром и увенчана Нобелевской премией. Молекулярные биологи очень любят спираль ДНК и даже дали личные имена двум цепям, из которых она состоит – одну назвали Уотсон, а другую – Крик.

Расшифровали!

Сегодня шутят, что ученые, наконец, нашли и выделили ген, ответственный за желание ученых находить гены. Ученые давно выяснили, что структурной и функциональной единицей наследственности, контролирующей развитие определенного признака или свойства, является ген. Молекулярная биология установила, что гены – это отрезки молекулы ДНК, несущие некую информацию. Под руководством того же Джеймса Уотсона, который перебрался к тому времени в США, в 1990 году начали реализовывать проект по расшифровке генома человека. И пятнадцати лет не прошло, как расшифровали. Выяснилось, что у человека не больше двадцати восьми тысяч генов, а вовсе не больше 100 тысяч, как предполагалось вначале. И числом генов человек не слишком отличается от кольчатого червя или мухи дрозофилы.

Распутывание пряжи, сплетенной Богом, как красиво назвал этот процесс писатель Януш Вишневский, продолжается, но дам можно утешить прямо сейчас: открыт так называемый «ген стройности», который отвечает за синтез белка, который гасит аппетит.

днк