Прозрачный и сверхпрочный материал для российской космонавтики разработали химики Университета Лобачевского. На сегодняшний день полученный материал не имеет аналогов в российской промышленности. Прозрачность в инфракрасном диапазоне и высокая прочность композита оксидов магния и иттрия (MgO-Y2O3) открывают новые возможности для производства авиационных и космических аппаратов, работающих при интенсивных тепловых и механических нагрузках.

«Для получения прозрачной в ИК-спектре композитной керамики мы впервые использовали метод микроволнового спекания. Технология обеспечивает ультрабыстрый нагрев со скоростью более 100 градусов в минуту, а отсутствие нагревательных элементов позволяет получать чистые материалы и варьировать атмосферу спекания», – сообщил автор исследования, заведующий лабораторией оптических керамических материалов химического факультета ННГУ Дмитрий Пермин.

По словам нижегородских учёных, преимущества СВЧ-нагрева позволят масштабировать технологию производства при получении крупногабаритных изделий.

«Сложность получения ИК-прозрачных композитов связана с особенностями их микроструктуры. Зёрна, из которых состоит композит, должны быть в 10-20 раз меньше длины волны ИК-излучения. Нужные соотношения учёные получили на высокотехнологичных СВЧ-генераторах Института прикладной физики РАН», – сообщил Дмитрий Пермин.

Добавим, что это совместная разработка учёных химического факультета ННГУ, Института химии высокочистых веществ РАН и Института прикладной физики РАН.

Исследования проводились при грантовой поддержке Российского научного фонда.

Результаты опубликованы в журнале Ceramics International.

Информация предоставлена пресс-службой ННГУ им. Н.И. Лобачевского