Пространственный слух проверят в виртуальной реальности

В Самарском государственном медицинском университете разработали аппаратно-программный комплекс, который поможет выявить проблемы с пространственным и речевым слухом в виртуальной реальности. С помощью технологии можно проводить диагностику тугоухости и других повреждений слуха, тренировать слух, а также настраивать слуховые аппараты индивидуально для каждого пациента.

В комплекс входят компьютер или ноутбук, звуковая система из адаптера и восьми колонок и очки вирутальной реальности.

 «Наша разработка состоит из восьмиканальной системы воспроизведения звуков и системы виртуальной реальности, аналогов и подобных разработок нет. Восьмиканальная звуковая система — это система, позволяющая выдавать звуковые стимулы, по сути, из любой точки пространства, окружающего пользователя. Благодаря этому человек, находящийся в центре звуковой системы, может точно определить, откуда исходит звук в виртуальном пространстве, в котором он в этот момент находится. Например, он видит перед собой цифры и слышит голос, который произносит „пять“. Ему нужно найти в виртуальном пространстве цифру пять. После этого система просчитывает множество параметров, в том числе, как быстро пациент среагировал, куда посмотрел, как долго он смотрел, задумался ли он и так далее. Это позволяет диагностировать слуховые нарушения, а в дальнейшем реабилитировать пациента», - рассказал руководитель R&D центра Института инновационного развития СамГМУ Сергей Ровнов.

Нарушение ориентации в пространстве часто бывает связано с тем, что слух нарушается не симметрично, и одним ухом человек слышит хуже, чем другим. Из-за этого происходит дезориентация. Разработанный комплекс позволяет диагностировать нарушения пространственного и речевого слуха, обычные нарушения слуха и провести реабилитацию. Он помогает подобрать для пациента нужный слуховой аппарат по степени тугоухости, и с позиции ориентации в пространстве.

«Мы спрашиваем, какой образ жизни ведет пациент, где часто бывает, и, исходя из этого, выбираем сценарий виртуальной реальности, в которую он погружается. Это может быть, например, ресторан или улица. Когда мы находим нарушения, мы начинаем проводить с пациентом тренировки, постепенно вводя усложнения — меняем интенсивность звука, соотношение шума и звука, который он должен услышать. По итогу тренировок он должен научиться выделять нужный звук даже в шуме. Мы можем вводить в тренировки звуки, которые ему важны, например, голос родственника», - отметила заведующая клиникой и кафедрой оториноларингологии имени академика И.Б. Солдатова СамГМУ Татьяна Владимирова.

АПК проходит клинические исследования с участием взрослых людей с различными нарушениями слуха. Разработчики анализируют скорость реакции, динамику уменьшения ошибок ориентации в пространстве и ошибок выделения речи. Реализовано четыре уникальных сцены VR, которые максимально удобно и быстро могут помочь погрузиться пользователю в виртуальную среду.