Создание Академии наук России относится к XVIII веку. К периоду становления науки в современном понимании, быстрого накопления достоверных знаний на основе эксперимента и математических методов. Само время требовало появления организации, которая бы двигала науку России вперед. И по указу великого реформатора в истории страны Петра I была создана Академия наук.
Петр понимал потребности в науке, связанные с ростом промышленности, торговли, а также с задачами укрепления государства Российского. По замыслу Петра, Российская академия наук не должна была повторять ни одну из западноевропейских. Ей предстояло стать не только научным, но и учебно-образовательным учреждением. При Академии наук были организованы университет и гимназия, в которых преподавали академики.
Император уже тогда понимал необходимость международного обмена научными знаниями, а также сотрудничества с зарубежными учеными. С этой целью для работы в Академию были приглашены крупные иностранные ученые: математики Леонард Эйлер, Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, астроном и географ Жан Делиль, физик Георг Крафт и др. Многие из них, в том числе Эйлер и Даниил Бернулли, как ученые сформировались именно в России. И, конечно, история Российской академии наук славится именами таких выдающихся личностей как Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Иванович Лобачевский, Александр Михайлович Бутлеров, Иван Петрович Павлов и др.
За почти трехсотлетнюю историю Академия не раз переживала потрясения, в том числе, политические изменения – она существовала в Российской империи, Советском Союзе и современной России. Но никогда Академия наук не забывала о своей миссии, связанной с поиском научных истин и служением отечеству.
Сегодня Российская академия наук выбирает новых членов РАН – академиков, членов-корреспондентов и иностранных членов РАН. Среди них выдающиеся ученые, которые уже внесли значительный вклад в отечественную науку.
Перед предстоящим общим собранием РАН и выборами в Российскую академию наук мы вспоминаем беседы с отечественными учеными, которые руководили Академией в современной России, а также беседы с действующим президентом РАН Александром Михайловичем Сергеевым.
Юрий Сергеевич Осипов - советский и российский математик. Возглавлял Академию с 1991 по 2013 год.
Интервью "По лестнице вверх, к свободе!". 12 мая, 2013
"Самая большая ценность, которую я приобрел за 22 года работы, — возможность встречаться и говорить с выдающимися людьми. Я понял, что прожил жизнь в великом сообществе ученых. Видимо, это и есть самое важное. И сейчас академия давно перешла от режима выживания к развитию. И сделано немало". <...>
"Это очень тяжелая ноша. В отличие от прошлых времен — советского и царского времени, когда в функции президента Академии не входило бесконечное выбивание средств для науки. Да и не оскорбляли тогда ученых, понимали роль науки в обществе. В 1991 году, когда я согласился баллотироваться на пост президента, я не подозревал, чем придется заниматься. Тогда в моем понимании все было по-другому. Передо мной стояли образы великих предшественников, я представлял, что они делали. Да, у них были трудности, и они их преодолевали, но трудности бывают разные. Если речь идет о крупных проектах и программах, то не жалко ни времени, ни сил, чтобы достичь цели. Президент академии наук должен не просто работать в академии, но служить ей".
Владимир Евгеньевич Фортов - советский и российский физик, научный руководитель Объединенного института высоких температур РАН (ОИВТ РАН). Возглавлял Академию с 2013 по 2017 год.
Интервью "Экстремальные состояния Владимира Фортова: один невероятный день с президентом РАН". 23 января, 2016
"У нас одна Родина, и мы ее не выбираем. Сегодня наш президент, общение с которым я очень ценю, понимает, что наука — это та область, которая должна развиваться. Другое дело, что делается для этого недостаточно, и это он тоже хорошо понимает. Мы должны работать и жить в тех условиях, которые сложились, я в этом убежден. И я даже в мыслях никогда не рассматривал вопрос отъезда за границу. Ведь со мной коллеги, друзья, коллектив. Я бываю там часто, но никогда не думал бросить все, получать там много денег. Просто это не мое".
Интервью "Когда заживет РАН?". 10 февраля, 2014.
"В каждом институте есть свои звезды, самые талантливые ученые. На них институты должны сделать ставку, получить гранты и дать им возможность работать, не отвлекаясь на бюрократические препоны, громадное количество бумаг, которые отнимают время. Однако у нас бюрократическая нагрузка только растет. Отчеты, которые надо присылать в разные директивные органы, получаются такими толстыми, что прочитать их специалистам просто невозможно. Даже если они бросят все свои дела, у них уйдет на это десятилетие, мы подсчитывали. Так что главное для повышения эффективности института сегодня — не мешать ученому".
Валерий Васильевич Козлов - советский и российский математик. Возглавлял Академию с марта по сентябрь 2017 года.
Интервью "Великая магия формул и цифр". 15 октября, 2017.
"Я и сам невольно вспоминаю свою жизнь фрагментами — и удивляюсь, как сложились обстоятельства, что
я стал заниматься научными исследованиями, причем абстрактными?
Я до восьмого класса особо этим не интересовался, скажу откровенно. Меня больше привлекал спорт, а потом как-то выяснилось, когда начали решать более сложные задачи, что у меня они получаются, а у моих сверстников не очень. Тут я подумал: «Может быть, что-то в этом есть?»" <...>
"Ученому свойственно работать постоянно, когда есть тема, есть одержимость, и хочется понять пределы своих возможностей, а если это еще подкреплено тем, что проблема очень важна для страны, то энергия многократно
увеличивается. Но настоящему ученому это неинтересно, ему хочется решить задачу, которую до него никто не решал и которая связана с прогрессом, с чем-то принципиально новым для человечества, для страны. Такие слова надо говорить и не стесняться их, тогда, быть может, люди смогут лучше понять психологию ученого".
Александр Михайлович Сергеев - советский и российский физик. Действующий президент Российской академии наук с 2017 года.
Интервью "Волна науки сносит барьеры". 29 сентября, 2019.
"Как ученые себя оценивают? Можно говорить об индексе Хирша, о цитированиях, но для ученого основное — это признание в среде профессионалов, которые могут даже занимать конкурентные или дискуссионные позиции. В науке, как правило, все объективно. И если ты получил результат, рассказал о нем и дальше получаешь обратную связь — это и есть момент счастья для ученого. Это означает признание". <...>
"Когда вы получаете признание профессионалов, вы понимаете, что работаете на рубеже науки. Можно очень быстро отстать, если не общаться постоянно и не получать новую информацию, связанную с развитием науки в твоей области. Когда ты говоришь и тебя слушают — это значит, что ты произносишь что-то новое. Многие ученые уходят из серьезной науки именно потому, что теряют темп и им самим уже неинтересно, потому что они не могут вызывать интерес у других. Так и наступает конец научной карьеры".