0 комментариев 933

«Приливные волны» на экваторе вызывают супер-вращение атмосферы Венеры

Ученые выяснили, что заставляет атмосферу Венеры вращаться намного быстрее, чем сама планета. Причина: воздушные «приливные волны», которые образуются у экватора из-за разницы температур между дневной стороной планеты и ночной.

Используя данные от космического хонда «Акацуки», международная исследовательская группа во главе учеными из Университета Хоккайдо (Япония) выяснила, что заставляет атмосферу Венеры вращаться намного быстрее, чем сама планета. Причиной оказались воздушные «приливные волны», которые образуются у экватора из-за разницы температур между теплой дневной стороной планеты и холодной ночной. При этом ближе к полюсам атмосферная турбулентность и другие виды волн имеют более выраженный эффект, передает пресс-служба университета. Исследование опубликовано в журнале Science.

Венера вращается очень медленно: ее полный оборот вокруг своей оси занимает 243 земных дня. А вот воздушные потоки на Венере движутся в 60 раз быстрее. Это супер-вращение увеличивается с географической высотой. Всего за четыре земных дня воздушные течения поднимаются от экватора и начинают циркулировать по всей планете, добираясь к вершине облачного покрова. Быстро движущиеся потоки воздуха переносят тепло от дневной части планеты к ночной, уменьшая разницу температур между двумя полушариями. «Супер-вращение» было открыто еще в 1960-х годах, но описать его механизм ученым удалось только сейчас.

Это получилось благодаря новому, очень точному методу для отслеживания облаков и определения скорости ветра по изображениям, полученным с помощью ультрафиолетовых и инфракрасных камер, установленных на космическом зонде «Акацуки». Аппарат начал свою работу на орбите Венеры в декабре 2015 года.

Группа впервые заметила, что различия в температуре воздуха между низкими и высокими широтами очень малы – и объяснить это может только циркуляция воздушных потоков по широтам. «Поскольку такая циркуляция должна изменить распределение ветра и ослабить пик супер-вращения, это также означает, что существует другой механизм, который усиливает и поддерживает наблюдаемое распределение ветра», – пояснили авторы работы. Дальнейший анализ показал, что движение воздуха усиливает тепловой поток, который возникает из-за контраста между теплой, нагретой солнечным светом, дневной стороной планеты и ночной. Эта «приливная волна» обеспечивает ускорение ветров в низких широтах.

[Фото: NASA/JPL]