Материалы портала «Научная Россия»

При обучении символическое представление информации эффективнее знаковых средств

При обучении символическое представление информации эффективнее знаковых средств
Российские психологи установили эту закономерность, исследуя процесс обучения у дошкольников и младших школьников.

Ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова и Российского государственного гуманитарного университета выяснили, что в обучении дошкольников и младших школьников гораздо эффективнее полагаться на использование символов, чем на знаковые средства. Результаты исследования опубликованы в European Early Childhood Education Research Journal.

В экспериментах психологи предлагали детям освоить различные темы, связанные с физическими явлениями: переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, понимание феномена радуги и другие. Дети были разделены на группы, в каждой из которых использовались разные методы обучения. Как пояснил один из авторов исследования, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ, доктор психологических наук Александр Веракса, в экспериментальных группах освоение содержания осуществлялось через символические средства.

Дети разыгрывали ситуацию появления радуги и брали на себя соответствующие роли (свет, туча, дождь и др.); чтобы понять изменения структуры строения вещества дети представляли, что оно состоит из частиц, атомов, которые как маленькие человечки держатся за руки и тому подобное. Контрольные группы обучались при помощи знаковых средств, а именно привычных всем схем, моделей, объяснений.

«Данное экспериментальное исследование намеренно было выстроено таким образом, чтобы дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) осваивали идентичное содержание, опираясь либо на наглядные символические, либо на наглядные знаковые средства», — сказал Александр Веракса.

На последнем этапе эксперимента, через две недели после последнего из обучающих занятий, дети выполняли контрольные задания, которые демонстрировали, насколько хорошо они усвоили полученные знания.

Исследование показало, что использование символов при объяснении новой информации приводит к более детальной репрезентации материала и помогает ребенку значительно дольше его помнить. Символические средства оказались эффективны при объяснении нового образовательного содержания и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте.

[Публикация подготовлена Центром популяризации научных знаний МГУ им. М.В. Ломоносова]

обучение дошкольников рггу символы

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий