Президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева сформулировала современную концепцию наставничества и представила идеального учителя будущего. Эти вопросы она осветила в рамках беседы с членами Ученого совета и представителями студенческого актива Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП), которая состоялась сегодня, 30 мая. 

По словам главы академии образования, профессионального стандарта «наставник» быть не может, однако современная система образования нуждается в передаче нравственного опыта. «Еще К.Д. Ушинский, один из основоположников научной педагогики в России, говорил, что беда российского образования заключается в том, что в нем отсутствует наставник. Он четко определил наставника в рамках школьного цикла — в начальных классах наставничество должен осуществлять предметник, а в старших — разные педагоги. Но главное условие наставничества — передача нравственного опыта». 

При этом академик О.Ю. Васильева отметила, что концепт «наставника» плохо вписывается в профессиональные стандарты, так как в отличие от профессионального мастерства, его невозможно прописать. «Главное в воспитании, о чем говорил К.Д. Ушинский, не надо никому лгать. Если ты веришь в то, что делаешь, то будут верить тому, с кем ты работаешь. Если не веришь — делай что-то другое». 

Продолжая тему педагога-наставника, Ольга Васильева представила идеального учителя будущего. По словам главы РАО, учитель будущего должен быть профессионалом, предметником, качественно знать свой предмет, постоянно совершенствоваться и быть молодым. «Дети очень любят молодых людей. Должно происходить омоложение преподавательского состава. К тому же, учитель будущего должен быть красивым, любить жизнь и учеников, и, главное, верить в то, что делает. Предметам научить можно, остальному — нет», — подытожила президент РАО.