0 комментариев 1077

Появление адаптированной к человеку патогенной сальмонеллы связано с культурными преобразованиями в истории человечества

Учёные МГУ в составе международного коллектива под руководством специалистов из Института изучения истории человека Общества Макса Планка в Йене (Max-Planck-Institut für Menschheitsgeschichte) представили результаты мультидисциплинарного исследования. Статья опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

Учёные предположили, что переход в эпоху неолита от присваивающего (охота и собирательство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство) способствовал появлению приспособленных к человеку патогенных организмов. «Материалом для исследований стали несколько скелетов скотоводов и земледельцев Западной Евразии (на пространстве от Среднего Поволжья и Предкавказья до Швейцарии), живших в неолите и бронзовом веке.  В том числе были использованы костные останки человека из погребения в кургане бронзового века на юге Ставропольского края, полученные в 2007 году в результате раскопок, проведенных Ставропольской археологической экспедицией кафедры археологии исторического факультета МГУ», – рассказал руководитель экспедиции заведующий кафедрой археологии МГУ Анатолий Канторович.

Авторским коллективом из антропологического материала было выделено восемь геномов бактерии сальмонеллы (Salmonella enterica enterica), с которой в настоящее время связано 99% сальмонеллезов у млекопитающих, включая до 200 000 ежегодных смертельных инфекций человека.

Несмотря на высокое генетическое разнообразие Salmonella enterica, все древние бактериальные геномы сгруппированы в единую ветвь на генетическом древе, содержащую Salmonella enterica, адаптированную к нескольким видам млекопитающих. Древние бактериальные геномы, выделенные из костных останков доисторических земледельцев и скотоводов, тоже относятся к этой ветви, которая также включает специфичный для человека подвид сальмонеллы S. entericа entericа Paratyphi C, который иллюстрирует эволюцию человеческого патогена в течение 5000 лет. Сравнение бактериальных геномов показывает, что более ранние древние штаммы не были видоспецифичными, отличались патогенным потенциалом и испытывали конвергентную псевдогенизацию, которая сопровождала их последующую адаптацию к организму-хозяину. Проведённые  исследования подтверждают гипотезу о том, что появление адаптированной к человеку патогенной сальмонеллы связано с культурными преобразованиями в истории человечества.

Пресс-служба МГУ