Повышенное потребление фруктов и овощей способствует улучшению психического здоровья школьников средней школы, а питательный завтрак и обед связаны с эмоциональным благополучием учащихся любого возраста, - пишет eurekalert.org.

Включите правильное питание в стратегии общественного здравоохранения для охраны психического здоровья детей, призывают исследователи.

Согласно исследованию, опубликованному в онлайн-журнале BMJ Nutrition Prevention&Health, более высокое потребление фруктов и овощей в значительной степени связано с улучшением психического здоровья учащихся средней школы, в то время как питательный завтрак и обед связаны с эмоциональным благополучием учащихся любого возраста.

Полученные данные побуждают исследователей призвать к включению правильного питания в стратегии общественного здравоохранения для максимального улучшения психического здоровья детей.

Плохое психическое здоровье является серьезной проблемой для молодых людей, и данные опросов показывают, что его распространенность растет. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что проблемы с психическим здоровьем подростков часто сохраняются в зрелом возрасте, что приводит к ухудшению жизненных результатов и достижений.

Неясно, может ли выбор питания школьников быть связан с их психическим здоровьем. Для дальнейшего изучения этого вопроса исследователи использовали ответы более чем 50 школ Норфолка (Англия), на опрос о здоровье и благополучии детей и молодежи Норфолка за 2017 год.

В общей сложности 10 853 ученика прошли опрос о своем психическом здоровье и питании: 9% детей начальной школы Норфолка в целевых группах (9-11 лет); 22% учеников средней школы; и около 6% молодых людей в возрасте 12 и 13 лет (17-18 лет). Они отвечали на вопросы о потреблении фруктов и овощей, примерном меню завтрака и обеда, употреблении алкоголя, наличии права на бесплатное школьное питание и удовлетворенности своим весом.

Также была собрана справочная и общая информация о здоровье и ряде других факторов: от того, есть ли у них собственная спальня и кровать, до того, чувствовали ли они себя в безопасности в школе и дома, в том числе были ли они свидетелями насилия или ссор дома. Психическое здоровье оценивалось с использованием утвержденных критериев, соответствующих возрасту.

В окончательный анализ были включены данные по 7570 ученикам средней школы и 1253 ученикам начальной школы. Средний балл по психическому здоровью составил 46,6 из 70 для учеников средней школы и 46 из 60 для учеников начальной школы.

Только около 1 из 4 (25%) учеников средней школы и 28,5% учеников начальной школы сообщили, что ели рекомендуемые 5 порций фруктов и овощей в день, а 10% и 9%, соответственно, не ели ничего.

Примерно каждый пятый (21%) ученик средней школы и каждый восьмой (12%) ученик начальной школы употребляли только некалорийные напитки или вообще ничего на завтрак, в то время как примерно каждый восьмой ученик средней школы (11,5%) не ел на обед.

Более высокое комбинированное потребление фруктов и овощей было значительно связано с более высокими показателями психического здоровья; чем выше потребление - тем выше был результат.

По сравнению с учениками средней школы, которые не ели фрукты или овощи, употребление одной или двух порций в день было связано с увеличением на 1,42 единицы, в то время как употребление трех или четырех порций было связано с более высоким показателем на 2,34 единицы. Съедание 5 или более порций было связано с увеличением на 3,73 балла.

Тип завтрака также был в значительной степени связан с психическим благополучием. По сравнению с обычным завтраком, таким как тосты, каша, хлопья, йогурт, фрукты или приготовленный завтрак, употребление только закуски или батончика для завтрака было связано с оценкой, которая была на 1,15 единицы ниже. Потребление энергетических напитков в качестве заменителя завтрака было связано с особенно низкими показателями психического здоровья и ниже, чем у детей, которые вообще не завтракали. Если просто выпить только энергетический напиток, результат был на 3,14 балла ниже; отказ от завтрака вообще был связан с меньшим результатом на 2,73 единицы.

Точно так же тип обеда также был значительно связан с оценками психического здоровья. Отсутствие обеда было связано с получением на 2,95 баллов ниже, чем при употреблении упакованного ланча.

Среди учеников начальной школы употребление только закуски на завтрак было связано с меньшим количеством баллов на 5,50 единиц, в то время как употребление только неэнергетических напитков было связано с оценкой на 2,67 балла ниже, чем у тех, кто ел обычный завтрак. Отсутствие завтрака было связано с понижением показателя на 3,62 единицы.

И по сравнению с упакованным ланчем, употребление школьной еды было связано с меньшим результатом на 1,27 единицы, хотя это не было статистически значимым; отсутствие обеда было связано с меньшим количеством баллов на 6,08 баллов, хотя в этой группе было всего несколько детей, предупреждают исследователи.

Это обсервационное исследование, и поэтому оно не может установить причину, кроме того, в данных опроса не было подробной информации о питании, а исследование основывалось на субъективных оценках детей.

Но исследователи утверждают: «Важность качественного питания для роста и развития детей хорошо известна. Наше исследование дополняет это предыдущее доказательство выводом о том, что питание также имеет большое значение для психического благополучия детей».

Они отмечают, что разница в психическом благополучии между детьми, которые ели больше всего фруктов и овощей, и теми, кто ел меньше всего, была такого же масштаба, как и у детей, которые ежедневно или почти ежедневно сообщали о спорах или насилии дома.

«Как потенциально изменяемый фактор, как на индивидуальном, так и на общественном уровне, питание может поэтому представлять собой важную цель общественного здравоохранения для стратегий, направленных на улучшение психического благополучия детей. Это исследование дает первое представление о том, как потребление фруктов и овощей влияет на психическое здоровье детей, и способствует появлению новых данных о «еде и настроении», - комментирует Сумантра Рэй, исполнительный директор Глобального центра питания и здоровья NNEdPro*.

Результаты своевременны не только из-за воздействия пандемии на психическое благополучие, продовольственную безопасность и качество питания, особенно среди школьников, но и в свете недавно опубликованной Национальной продовольственной стратегии Англии, в которой выявлены пробелы в школьном питании.
 

Фото: artemidovna / 123 RF