Группа эволюционных биологов исследовала видовое разнообразие среди популяций рыб в нижнем течении реки Конго. Оказалось, что внутри участков реки между порогами проходило активное видообразование — иногда разница видна на протяжении всего полутора километров. О своем открытии они рассказали в публикации в журнале Molecular Ecology.

Река Конго сформировалась около пяти миллионов лет назад. Это одна из самых полноводных рек мира, в ее нижнем течении, на участке длиной около 320 км, проходит объем воды примерно в пять раз больший, чем во всей реке Миссисипи. Неудивительно, что пороги и водопады на реке Конго считаются одними из самых опасных в мире — даже рыбы не решаются их преодолевать.

С другой стороны, давно известно, что географически особенности местности, скажем, горы и реки, способствуют образованию относительно замкнутых экосистем и новых видов в них, пороги не входили в число элементов ландшафта, ускоряющих видообразование.

В районе водопадов Инга ученые поймали около 50 рыб, известных как цихлиды, род Teleogramma. Затем они исследовали их на предмет морфологических различий и секвенировали около 2% их ДНК. Результаты оказались неожиданными — поскольку течение и пороги отделяли группы рыб друг от друга, они развивались независимо и, со временем, эволюционировали в разные виды, хотя и близкородственные. Более того, два таких вида обитают у двух разных берегов реки, всего в полутора километрах друг от друга.

В общей сложности нашлись четыре таких вида (один из них назвали в честь предпоследнего президента США Барака Обамы), и ученые предполагают, что есть еще как минимум два таких вида, образовавшихся в этих условиях.

[Фотография: Oliver Lucanus]