Ученые НИЦ «Курчатовский институт» – ПИЯФ совместно с российскими коллегами обнаружили признаки воспалительных процессов у людей, страдающих одной из форм болезни Паркинсона. Повышенный уровень медиаторов воспаления в крови оказался отличительной чертой пациентов, чья болезнь была спровоцирована мутацией в гене глюкоцереброзидазы (GBA). Результаты этой работы опубликованы в журнале Bulletin of Experimental Biology and Medicine.

Известно, что наличие у человека мутации в гене глюкоцереброзидазы (GBA) повышает риск развития болезни Паркинсона (БП) в 5-6 раз. Такие генетические предпосылки приводят к определенной форме этого нейродегенеративного заболевания, получившей название GBA-БП. Предполагалось, что развитие и особенности течения GBA-БП могут быть связаны с нейровоспалительными процессами, однако до настоящего времени этот вопрос не был детально изучен.

«Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы сравнить уровень провоспалительных цитокинов здоровых людей и пациентов с разными формами болезни Паркинсона, включая GBA-БП», – пояснила руководитель лаборатории молекулярной генетики человека НИЦ «Курчатовский институт» – ПИЯФ София Николаевна Пчелина.

Специалисты изучили образцы плазмы крови пациентов с помощью иммуноферментного анализа. Также, в работе был использован мультиплексный анализ по технологии Luminex XMAP, который позволяет детектировать до 30 различных веществ в одном образце одновременно. Показатели плазмы крови людей с GBA-БП отличались по сравнению с контрольной группой и с пациентами, страдающими спорадической формой болезни Паркинсона. Наблюдаемые различия касались концентрации целого ряда провоспалительных цитокинов – ИЛ-1β, ИЛ-2, ИЛ-13, ФНО-α, ИФН-γ и МХП-1.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что у пациентов с GBA-БП повышен уровень медиаторов воспаления. Полученные данные могут помочь, в частности, в объяснении повышенной частоты когнитивных нарушений при данной форме болезни Паркинсона.

Работа поддержана грантом РНФ. В исследовании приняли участие специалисты НИЦ «Курчатовский институт» – ПИЯФ, ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины», ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, а также НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера.