Исследователи из Университета Клемсона (США) получили снимок релятивистской струи, возникающей из двух сталкивающихся спиральных галактик. Изображение – первое фото-доказательство, которое подтверждает теорию о том, что объединяющиеся галактики могут производят струи заряженных частиц, которые движутся почти со скоростью света, пишет EurekAlert! со ссылкой на сайт университета.

Кроме того, ученые ранее выяснили, что эти джеты могут быть обнаружены в галактиках эллиптической формы, которые могут образоваться в результате слияния двух спиральных галактик. Теперь у них есть изображение, которое показывает, как формируется струя зараженных частиц от слияния двух молодых спиральных галактик. Так как струя только-только зарождается, исследователи смогли четко увидеть ее источник: свет от джета еще не настолько силен, чтобы затмить своих «хозяев».

Авторы исследования предполагают, что на изображении запечатлены сейфертовская галактика, известная как TXS 2116-077, и галактика примерно такой же массы, как первая.

«Впервые мы обнаружили две галактики спиральной или дискообразной формы на пути к столкновению, в результате которого возникла зарождающаяся [релятивистская] струя, которая только начала свою жизнь в центре одной из галактик», – отмечает Вайдехи Палия (Vaidehi Paliya), ведущий автор статьи, опубликованной в Astrophyiscal Journal.

Джеты – самые мощные астрофизические явления во Вселенной. Они могут излучать во Вселенную больше энергии за одну секунду, чем наше Солнце будет производить за всю свою жизнь. Эта энергия исходит в форме излучения, такого как интенсивные радиоволны, рентгеновские лучи и гамма-лучи. Ранее считалось, что джеты рождаются из более старых галактик эллиптической формы с активным ядром галактики, представляющим собой сверхмассивную черную дыру, которая находится в ее центре.

Команда сделала снимок с помощью одного из крупнейших наземных телескопов в мире – 8,2-метрового оптического инфракрасного телескопа Subaru, расположенного на вершине горы на Гавайях. Последующие наблюдения ученые провели с помощью телескопа Gran Telescopio Canarias и телескопа «Уильям Гершель» на острове Ла-Пальма у побережья Испании, а также с помощью космического телескопа НАСА Chandra X-Ray Observatory.

[Фото: COURTESY VAIDEHI PALIYA]