Первый отечественный материал, препятствующий обрастанию кораблей водорослями, разработали ученые Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Материал безвреден для морских экосистем и на 60% состав изготовлен из сырья российского производства.

Обрастание корабля водорослями напрямую влияет на его энергоэффективность ― увеличивается гидродинамическое сопротивление, затраты топлива на единицу пройденного расстояния растут, ухудшается маневренность. Для борьбы с наростами используются материалы с низкой адгезией: водоросли практически не прилипают к корпусу, а небольшие наросты смываются во время движения судна. До сих пор в России используются иностранные покрытия, возможность импорта которых с введением санкций резко упала. Ученые МГТУ им. Н.Э. Баумана нашли первое отечественное решение, которое ждет внедрения на рынок.

«До начала 2000-х гг. в состав покрытий, в основном, включали металлы.  В 2001 г. в Лондоне была принята международная конвенция о контроле за вредными противообрастающими системами на судах. Международное сообщество приняло решение постепенно отказываться от покрытий, содержащих металлы, которые отравляют морскую флору и фауну. Наше покрытие изготовлено на силиконовой основе ― это хороший конструкционный полимерный материал, который работает в широком диапазоне температур. Этот силикон функионализирован определенными органическими соединениями, которые снижают адгезию и способствуют антиобрастанию. На 60% в нашем составе используется отечественное сырье», ― рассказал порталу «Научная Россия» директор Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат химических наук Александр Павлов.

Покрытие работает при любом температурном режиме, но проблема обрастания кораблей водорослями и другими морскими организмами более характерна для южных вод, в которых морские организмы живут комфортнее. Недавно ученые завершили исследование материала в тропических водах во Вьетнаме: на полгода оставили в Южно-Китайском море пластины с покрытием и без него. Было доказано, что материал работает, а накопившийся за полгода нарост легко смывается небольшим напором воды.

«Сейчас мы ищем возможности для внедрения и масштабирования продукта. Мы получили два официальных письма, которые говорят о том, что имеется заинтересованность во внедрении этих покрытий. В том числе безвредное для экологии антиобрастающее покрытие планируют использовать на объектах подводного добычного комплекса. <…>  Российские суда, которые ходят по северным морям тоже используют подобные покрытия, но наиболее актуальна разработка для наших южных морей, например, Черного, Каспийского и Японского», ― добавил Александр Павлов.

Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ 

Фото: koltduo / ru.123rf.com