Почти два века назад, 25 февраля 1837 года, был запатентован электродвигатель постоянного тока. Благодаря деревенскому электрику-самоучке из американской глубинки — Томасу Дэвенпорту — впервые в истории появились электровозы. Автор изобретения сначала создал электромотор, а затем построил модель электровоза, двигающегося по круговой дорожке диаметром 1,2 м и питающегося от стационарного гальванического элемента. Однако на то, чтобы запатентовать свое открытие, американцу понадобилось несколько лет.
А начиналось всё с простых экспериментов с электромагнитом. В этом деле мужчине помогали жена по имени Эмили и ...ее подвенечное платье.
Инженерным делом кузнец и электрик Томас Дэвенпорт интересовался давно. В 1833 году американец увидел сообщение об использовании электромагнитов для разделения железной руды. Эта технология, разработанная Джозефом Генри, была одним из первых примеров практического применения электричества. Вдохновившись работой Генри, Томас решил прикупить себе один из таких магнитов. Исследовав свою покупку вместе с женой, кузнец приступил к работе. Он изготовил несколько собственных магнитов и провел с ними эксперименты, используя гальваническую батарею Вольта в качестве источника тока. В процессе работы над компактными магнитами Дэвенпорт, для изоляции проводов, пустил в ход подвенечное платье жены: мужчина разрезал его на ленточки и обматывал ими провода. В ходе многочисленных экспериментов Томасу удалось получить то, что он хотел — первый роторный электродвигатель постоянного тока.
В 1835 году Томас Дэвенпорт впервые показал общественности модель круговой железной дороги, по которой ездил маленький локомотив. Но запатентовать свой труд в тот год ему не удалось, так как тогда еще не было правил патентования электрических машин. Желанный патент на «Усовершенствование в двигательной технике с помощью магнетизма и электромагнетизма» он получил двумя годами позже.
Открытие американца признали революцией в науке, но при жизни ему не удалось стать свидетелем повсеместного внедрения своего изобретения. Однако дела его все равно резко пошли в гору. Мужчина открыл собственную мастерскую на Уолл-стрит и основал газету «The Electro-Magnet and Mechanics Intelligencer», для печати которой использовал печатный станок, приводимый в движение электромотором. Но Дэвенпорт недолго почивал на лаврах: его предприятие потерпело коммерческий крах и мужчине пришлось вернуться в родной Вермонт. В 1851 году изобретатель умирает, не успев закончить свою книгу.
Хоть судьба и не слишком баловала самоучку из Вермонта, свое имя в историю Томас Дэвенпорт вписал прочно и надолго. Ведь в последующие годы его изобретение стало использоваться на рельсовом и безрельсовом электрифицированном транспорте, на прокатных станках, в подъёмных кранах, устройствах автоматики и т.п.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.
Источник фото в тексте и на главной странице: Granger.com / Wikipedia