19 сентября 1648 г. Паскаль провел опыт, доказавший существование атмосферного давления.

В 9 классе на уроках по информатике изучают язык программирования Паскаль, на физике решают задачи с такой единицей измерения давления (Па), а на карте Франции есть государственный университет с таким названием. Это все Блез Паскаль — физик, математик, философ, писатель. Он родился 19 июня 1623 года в Клермон-Ферране, ныне французский регион Овернь. Ученый нашел применение своим незаурядным интеллектуальным способностям и сделал немало открытий в математике и физике. А 19 сентября 1648 года провел свой знаменитый опыт, доказав существование атмосферного давления.  И это был не просто эксперимент ради интереса. Паскаль решал важную проблему. Итальянские инженеры долгое время не понимали, как построить всасывающие насосы, чтобы поднимать воду для использования в фонтанах или для снабжения зданий на высоту более 10 метров.

В 1646 году физик сначала экспериментировал с «трубкой Торричелли». Он брал стеклянную трубку, которая была запаяна с одной стороны, затем наполнял ее ртутью, закрывал пальцем и опускал в чашу с ртутью.

Часть темного вещества из трубки вытекала в чашку, а другая часть (столбик ртути) оказывалась над поверхностью жидкости в трубке высотой около 76 см. Автором опыта был ученик Галилея Эванджелиста Торричелли. По его мнению, в запаянной части трубки над ртутью - пустота, а столбик ртути зажимает в трубку давление атмосферного воздуха.

Блез Паскаль немного изменил эксперименты Эванджелиста Торричелли, после чего понял, что над жидкостью в трубке - пустота. Чтобы убедиться, он повторял опыт снова и снова, используя не одну стеклянную трубку, а в качестве жидкости – воду и вино (оно поднималось по трубке выше). Тогда ученый предположил, что атмосфера давит на более тяжелую жидкость так же, как и на более легкую. Эта «неведомая сила» буквально заталкивает в трубку больше вина, чем воды, потому что оно легче.

Позже ученый обнаружил, что уровень жидкости зависит от погоды.  Именно так в 1647 году Паскаль доказал, что давление воздуха и показания барометра зависят от погоды. Эту дату можно было бы смело вписать в историю, если бы не одно «но». Нужно было сравнить показания прибора у земли и на высоте, где давление меньше. Паскаля было не остановить: 15 ноября 1647 года он отправил письмо с просьбой о помощи мужу своей племянницы Флорену Перье.

Эксперимент пришлось несколько отложить из-за погоды, поэтому он состоялся 19 сентября 1648 года. Перье поднялся с трубкой на вершину горы Пюи-де-Дом (высота 1465 м). Это событие было небывалой практикой: впервые в мире науки явление сначала «родилось» теоретически, а потом подтвердилось на практике.Утверждение Паскаля подтвердилось: разница уровней ртути на вершине горы и в саду составила 3 дюйма 11/2 линии.

После этого Блез Паскаль сформулировал закон физики, получивший его имя: на одинаковом расстоянии от центра Земли давление одинаково.

Фото на странице и на главной странице сайта: NASA Earth Observatory / Общественное достояние / Wikipedia