Почвенные клещи путешествуют в желудках улиток

Оригинальным способом эти миниатюрные насекомые преодолевают расстояния намного большие, чем способны самостоятельно.

Биологи из Германии под руководством Манфреда Тюрке (Manfred Türke) выяснили, что насекомые из подотряда панцирных клещей (Oribatida) нашли необычный способ перемещения на большие для них расстояния — с использованием улиток и слизней. Подробности раскрываются в статье, опубликованной в журнале Oecologia.

Ученые провели эксперимент с испанскими слизнями (Arion vulgaris) и виноградными улитками (Helix pomatia). Их накормили пищей, содержавшей некоторое количество исследуемых клещей. После чего улитки и слизни были выпущены на стерилизованную почву. Через какое-то время почва была населена клещами, то есть проглоченные насекомые прошли через кишечник моллюсков без вреда для себя. Таких было примерно 70%. Исследователи подсчитали, что так клещи, размер которых меньше миллиметра, могут перемещаться на расстояние до четырех метров, что в несколько тысяч раз больше их обычных «маршрутов».

Этот способ распространения биологи называют эндозоохорией. Однако гораздо чаще он встречается в мире растений — птицы заглатывают семена, которые выходит из пищеварительного тракта без повреждений и затем прорастают.

Почвенные клещи живут в верхних слоях почвы, выполняя важную роль в сохранении ее плодородного слоя — за счет переработки фрагментов растений, грибов, погибших животных в гумус.

[Иллюстрация: Solvin Zankl/MindenPictures]