Биологи из Германии под руководством Манфреда Тюрке (Manfred Türke) выяснили, что насекомые из подотряда панцирных клещей (Oribatida) нашли необычный способ перемещения на большие для них расстояния — с использованием улиток и слизней. Подробности раскрываются в статье, опубликованной в журнале Oecologia.

Ученые провели эксперимент с испанскими слизнями (Arion vulgaris) и виноградными улитками (Helix pomatia). Их накормили пищей, содержавшей некоторое количество исследуемых клещей. После чего улитки и слизни были выпущены на стерилизованную почву. Через какое-то время почва была населена клещами, то есть проглоченные насекомые прошли через кишечник моллюсков без вреда для себя. Таких было примерно 70%. Исследователи подсчитали, что так клещи, размер которых меньше миллиметра, могут перемещаться на расстояние до четырех метров, что в несколько тысяч раз больше их обычных «маршрутов».

Этот способ распространения биологи называют эндозоохорией. Однако гораздо чаще он встречается в мире растений — птицы заглатывают семена, которые выходит из пищеварительного тракта без повреждений и затем прорастают.

Почвенные клещи живут в верхних слоях почвы, выполняя важную роль в сохранении ее плодородного слоя — за счет переработки фрагментов растений, грибов, погибших животных в гумус.

[Иллюстрация: Solvin Zankl/MindenPictures]