Российские ученые и врачи разработали уникальные технологии и методики, позволяющие диагностировать сложнейшие случаи онкозаболеваний, лечить рак без хирургического вмешательства и помогать пациентам, которых раньше сочли бы безнадежными. Подробности корреспондент «Научной России» узнал в Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П.А. Герцена, в котором 29 января 2024 г. прошла первая часть трехдневного пресс-тура, посвященного грядущему Всемирному дню борьбы против рака. Наш портал освещает это событие.

Заведующий отделом эндоскопии МНИОИ им. П.А. Герцена д.м.н. Серей Сергеевич Пирогов продемонстрировал гостям института уникальную методику исследования желудочно-кишечного тракта. Благодаря эксклюзивному оборудованию, разработанному совместно российскими и японскими учеными, врач может без хирургического вмешательства определять тип и расположение раковых клеток на ранних стадиях развития болезни. Процедура безболезненная, не требует общего наркоза и позволяет быстро и точно диагностировать онкозаболевания ЖКТ.

Первый день пресс-тура НМИЦ радиологии. Фото: Ольга Мерзлякова / Научная Россия

«Мы выполняем уникальное эндоскопическое исследование с увеличением в 520 раз, которое позволяет прямо в процессе гастроскопии увидеть клетки и их ядра. Таким образом мы можем поставить правильный диагноз без биопсии и как врачи-патоморфологи сразу увидеть клетки. Такой аппарат, который есть только у нас, единственный не только в России, но и в Европе. Мы также являемся первым обучающим центром в мире по применению этой технологии», — рассказал С.С. Пирогов.

Рак — сложное и коварное заболевание, требующее применения множества методов не только для лечения, но и диагностирования. Там, где поверхностного анализа тканей недостаточно, требуется их углубленное изучение. В самых сложных случаях онкологи используют молекулярно-генетические исследования, среди которых есть ARIADNA — молекулярно-генетический паспорт опухоли с персонализированными возможными вариантами лечения. Об этой системе рассказал заместитель генерального директора НМИЦ радиологии Минздрава России по науке к.м.н. Петр Викторович Шегай.

«ARIADNA — это разработка российских ученых, которая расшифровывается как “искусственный интеллект на службе анализа ДНК”. Для чего нужна эта программа? Онкологическое заболевание возникает на фоне генетической поломки. Соответственно, когда мы назначаем какое-то лечение, мы должны ориентироваться конкретно на эту поломку, чтобы подобрать правильный препарат, который подойдет именно этому пациенту. Высокопроизводительное секвенирование позволяет нам разложить геном опухоли, но его может проанализировать лишь компьютер», — объяснил П.В. Шегай.

Первый день пресс-тура НМИЦ радиологии. Фото: Ольга Мерзлякова / Научная Россия

Врачи МНИОИ им. П.А. Герцена продемонстрировали и новейшие технологии для лечения рака, причем такого, который когда-то был бы для пациента приговором. При помощи аппарата «Кибернож» врачи могут удалять без скальпеля и разрезов опухоли сложной локализации — в органах головы и шеи. Главный радиолог Минздрава России, заведующий отделом лучевой терапии МНИОИ им. П.А. Герцена проф. Евгений Витальевич Хмелевский объяснил, как работает эта установка.

«Лучевая терапия сегодня требуется почти половине всех больных. И это — самый развитый из вариантов, аппарат используется при самых разных заболеваниях. Он предназначен, в первую очередь, для локального облучения небольших опухолей сфокусированными пучками. Мы получаем великолепные результаты при минимуме повреждений здоровых тканей», — сообщил Е.В. Хмелевский.

Последним из достижений российских ученых и врачей, продемонстрированных в тот день гостям института, был метод внутрибрюшной аэрозольной химиотерапии. Он предназначен для лечения канцероматоза — одного из самых грозных вариантов прогрессирования целого ряда онкологических заболеваний и являющегося формой метастазирования, при которой опухолевые клетки распространяются по брюшной или плевральной полости и формируют на ней мелкие узелки. Специалисты института придумали и запатентовали уникальную форсунку — приспособление для качественного рассеивания лекарства. Теперь поддаются лечению даже самые опасные формы рака.