По орбите Меркурия определили, как Солнце теряет массу

Данные, полученные аппаратом Messenger об изменениях орбиты Меркурия, позволили рассчитать, что меняется на Солнце.

Исследователи из Центра космических полетов Годдарда NASA смогли получить точные данные о процессах, происходящих на Солнце, проанализировав информацию, собранную аппаратом Messenger об орбите Меркурия. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature Communications.

С Солнца постоянно дует так называемый солнечный ветер — поток заряженных частиц, на огромной скорости улетющий в космическое пространство. Очевидно, что за счет этого звезда теряет свою массу, хоть это и не слишком быстрый процесс: согласно теоретическим оценкам Солнце к данному моменту потеряло около 0,1% своей массы. Тем не менее, даже такое изменение должно было отразиться на орбитах планет, прежде всего ближайшего к звезде Меркурия, предположили авторы работы. Они использовали данные, собранные космическим аппаратом Messenger с марта 2011 года по апрель 2015 года.

Орбита планеты менялась буквально на сантиметры, но это означает, что Солнце ежегодно теряет примерно 179 триллионов тонн своей массы — эта цифра чуть ниже теоретических оценок. Кроме того, ученые выяснили, что с течением времени Солнце сплющивается с краев — экваториальный радиус становится больше, а полярный меньше. Они также показали, что наблюдаемые ими изменения полностью вписываются в предсказания, основанные на общей теории относительности, что еще раз ее подтверждает.

«Наше исследование демонстрирует, как измерения динамики орбит планет Солнечной системы открывает возможности для получения новых данных о природе Солнца и планет, и в целом о  Вселенной», — сказала Мария Цубер (Maria Zuber), один из авторов работы.

[Иллюстрация: Goddard Space Flight Center]