Астрономы составили карту двенадцати потоков звезд, вращающихся вокруг нашей галактики. Свойства этих потоков помогут выявить присутствие невидимой темной материи, окутывающей Млечный Путь, и раскрывают историю формирования галактики, сообщает пресс-служба Чикагского университета (США). Результаты исследования появятся в журнале Astrophysical Journal Американского астрономического общества. Препринт статьи доступен здесь.

Международная команда астрономов изучает, с какой скоростью движутся отдельные звезды в звездных потоках – измельченных остатках соседних малых галактик и звездных скоплений, которыми «питается» наш Млечный Путь, – с помощью эффекта Доплера. Они определяют, как меняется длина волны и частоты излучения наблюдаемого объекта в результате его передвижения (относительно наблюдателя).

«Мы видим, как эти потоки разрушаются гравитационным притяжением Млечного Пути и в конечном итоге становятся его частью. Это исследование дает нам представление о пищевых привычках Млечного Пути, например о том, какие меньшие звездные системы он "поедает". По мере того, как наша галактика стареет, она становится толще», – отметила профессор Университета Торонто Тинг Ли, ведущий автор статьи.

Свойства звездных потоков выявляют присутствие невидимой темной материи Млечного Пути. Представьте себе новогоднюю елку. Темной ночью мы видим заженные на ней огни, а саму елку, которую обвивают гирлянды, – нет. «Но форма огней раскрывает форму дерева, – объясняют ученые. – То же самое и со звездными потоками: по их орбитам можно обнаружить темную материю».

Помимо измерения скорости потоков, астрономы могут определить химический состав звезд и – следовательно – место, где они родились: в разрушающихся галактиках или в звездных скоплениях. И эти два типа потоков дают разное представление о природе темной материи.

[Иллюстрация: JAMES JOSEPHIDES AND S5 COLLABORATION]