Согласно исследованию ученых из Лондонского университета королевы Марии, пчелы могут решать, казалось бы, сложные задачи подсчета, используя очень небольшое количество нервных клеток в мозге. Результаты исследования представлены в журнале iScience.

Чтобы понять, как пчелы считают, исследователи смоделировали на компьютере очень простой миниатюрный «мозг» насекомого с четырьмя нервными клетками. На самом деле у настоящей пчелы около миллиона нервных клеток. (Для сравнения: у человека их 86 миллиардов.)

«Мозг» мог легко подсчитывать небольшое количество предметов, когда внимательно осматривал один предмет, а затем – не менее внимательно – следующие. Так же поступают и пчелы – в отличие от людей, которые смотрят одновременно на все предметы и вместе считают их.

Исследователи предполагают, что такое умное поведение значительно облегчает сложную задачу подсчета, позволяя пчелам демонстрировать впечатляющие когнитивные способности при минимальных умственных способностях.

Предыдущие исследования показали, что пчелы могут насчитывать до четырех или пяти предметов, могут выбирать меньшее или большее число из группы и даже определяют, что ноль меньше единицы. Пчелы не понимают числовых понятий, но понимают, какие движения нужно совершить, чтобы подойти близко к своей цели и тщательно осмотреть ее. Это «сканирование» упрощает задачу подсчета до такой степени, что ее решение требует минимальной работы мозга.

Исследование может иметь значение для создания искусственного интеллекта. Создатели роботов могут взять на вооружение принцип сканирующего поведения, которым пользуются насекомые, – простой, но надежный алгоритм.

[Фото: LARS CHITTKA]