Палеонтологи Уральского федерального университета (УрФУ) и Уральского отделения РАН (УрО РАН, Екатеринбург) провели уникальный эксперимент. Ученые пробили головы и черепа бурых медведей, чтобы установить первый в мире факт охоты палеолитических людей на малых пещерных медведей (35 тыс. лет назад). 

«В 2015 году в пещере Иманай, Башкирия, мы обнаружили череп малого пещерного медведя. После нескольких лет камеральной обработки материала поняли, что имеем дело с интересным отверстием в черепе. Оно могло быть либо естественным, либо искусственным. В первом случае, к примеру, медведю на голову мог упасть камень, либо на протяжении тысяч лет на череп капала вода. Но это крайне маловероятно. Вероятнее всего, животное убили древние люди», — поясняет старший научный сотрудник лабораторий палеоэкологии Института экологии растений и животных УрО РАН и естественно-научных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ Дмитрий Гимранов.

Чтобы установить, был ли медведь убит, ученым нужно было выяснить, когда сделано отверстие — при жизни или после смерти животного. Во втором случае отверстие могло стать свидетельством ритуала. 

«В палеолите были распространены ритуальные, сакральные практики. Это и поделки из костей, и рисунки на стенах пещер, причем не только мамонтов, и многое другое. Поэтому и отверстие в черепе могло быть сделано после смерти медведя как ритуальная практика, — рассказывает Гимранов. — Факты охоты на медведей в целом того времени крайне немногочисленны. К примеру, в Европе найдено немало костей пещерных медведей, но на миллионы находок всего 20–30 костей со следами рубки — то есть с животного снимали мясо. И только один факт охоты — в позвонке медведя застрял каменный наконечник. В России таких находок нет. Более того, все находки со следами рук человеческих принадлежат большим пещерным медведям. Таким образом, наш череп — единственное в мире свидетельство охоты древних людей на малых пещерных медведей». 

Название изображения

Чтобы точно установить, что случилось с медведем из Иманая, ученые провели эксперимент, который практикуют при выявлении следов охоты на мамонтов. Палеонтологи пробили копьями головы недавно убитых медведей и высохшие черепа медведей, датировка которых 3, 20 лет и 3–4 тыс. лет. 

«Бурый медведь подошел в качестве модельного объекта, так как у этих медведей одинаковые форма, геометрия черепа, плотность кости. Мы заготовили 10 голов и черепов молодых и старых, больших и маленьких медведей, так как старались просчитать все варианты», — говорит Гимранов. 

Чтобы эксперимент был точным, трасолог, ведущий научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии РАН Михаил Жилин изготовил точные реплики наконечников копий палеолитических людей. В пещере, где нашли череп малого пещерного медведя, при раскопках в тех же слоях археологи обнаружили два таких наконечника.

«Я съездил к коллеге Вячеславу Котову в Уфу и посмотрел оригиналы найденных наконечников. Изучил их, описал, выделил следы использования. И той же древней техникой, при помощи отбойника из кварцитовой гальки, найденной на берегу реки Белая, подготовил реплики наконечников. Оригиналы и реплики совпадают по характеру боевой части, профилю, сечению, материалу. Реплики мы закрепили на высушенные древки примерно так же, как закрепляли древние люди. И провели эксперимент», — описывает процесс Михаил Жилин. 

Удары по черепам фиксировали. После изучили форму отверстий, наличие трещин, сколы, провели макро- и микросъемку наконечников копий (на них также остаются следы). В итоге ученые выяснили, что медведь из Иманая был убит точным ударом в теменную кость. Наконечник вошел на 2 см в мозг (толщина кости — около 3 мм), чего было достаточно для быстрой смерти. 

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Уральского федерального университета