Ученые из Гонконга, США и Испании изучили окаменелость недавно вылупившегося птенца энанциорниса, найденную на палеонтологической стоянке Лас Хойяс в Испании. С помощью технологии лазерно-стимулированной флуоресценции (LSF) исследователи обнаружили в ископаемом образце следы перьев, сообщается на сайте Университета Гонконга. Это подтверждает теорию о том, что древние птицы появлялись на свет уже с оперением и могли следовать за родителями с первых минут жизни, подобно цыплятам, и избегать опасностей мезозойской жизни.

«Одно из обнаруженных перьев было значительного размера и сохранило черты, которые мы наблюдали и у других детенышей. Это указывает на то, что у нашего птенца были достаточно хорошо развиты летательные перья во время рождения», – отметил Хесус Маруган-Лобон (Jesús Marugán-Lobón), соавтор исследования из Автономного университета Мадрида (Испания).

Скелет птенца, который исследовали ученые, сохранился практически полностью: в длину он достигает около трех сантиметров. Птенца относят к детенышам энанциорниса, вымершей птицы, которая доминировала среди древних пернатых в меловом периоде. Энанциорнисовые птицы сильно отличаются от современных птиц: их скелет устроен совершенно по-другому и у них были зубы.

Ранее были найдены останки другого птенца энанциорниса, застывшие в бирманском янтаре возрастом около 100 миллионов лет. У этого птенца прекрасно сохранился перьевой покров, изучив который, ученые выясняли, что детеныши древней мезозойской птицы вылуплялись с хорошо развитыми летательными перьями и скорее всего могли летать уже в первые дни своей жизни. Нынешнее исследование «испанской окаменелости» подтверждает более ранние выводы

Результаты работы описаны в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Напомним, что в феврале ученые из Университета Гонконга с помощью того же метода лазерно-стимулированной флуоресценции (LSF) смогли восстановить химическую «подпись» первого обнаруженного окаменелого пера и определить, что оно не принадлежало древнему предку птиц – археоптериксу. Подробнее об этом читайте в материале «Научной России».

[Фото: @KAYE ET AL. 2019]