Древние врачи, возможно, испытывали хирургические методы на животных, прежде чем делать операции людям. Об этом говорит отверстие в черепе коровы, которая жила примерно 5000 лет назад. О своем открытии ученые сообщили в статье, опубликованной в Scientific Reports.

Череп был найден на территории древнего поселения во Франции (его возраст оценивается примерно в 5000-5400 лет). На правой стороне заметно хирургическое отверстие. Ученые подчеркивают, что вокруг него нет признаков заживления костей, которое наступает через несколько дней после травмы. Анализ отверстия под микроскопом и анализ рентгеноанализ не выявили переломов или расколотой кости, которые могли бы возникнуть из-за столкновения с рогом другой коровы. Также ученые не обнаружили признаков урона от удара оружием. Поэтому единственное причиной его появления могло стать лишь хирургическое вмешательство, считают ученые. Возможно, люди – один или несколько человек – тестировали новые операционные методы на мертвой корове или же пытались спасти жизнь больного животного. Если развивался второй сценарий, то это было бы самым древним из известных случаев ветеринарной хирургии.

Первый сценарий также близок к истине. Древним хирургам нужно было выяснить, в какой части черепа можно было сделать отверстие таким образом, чтобы не задеть мозговую ткань и кровеносные сосуды. Такие испытания могли проводить на коровах и на других животных.

Отверстие в черепе древней коровы, которое имеет почти квадратную форму и «обрамлено» царапинами по периметру, напоминает похожие случаи – уже на черепах людей, которые жили во Франции примерно в то же время – около 5000 лет назад.

Отметим, что первый пример операции на черепе человека – неизвестно, во время ритуала или в ходе медицинского вмешательства – насчитывает около 11 000 лет.

[Фото: Science News]