В Стерлитамакском районе республики Башкортостан можно увидеть уникальный памятник геологических процессов – неповторимые Башкирские шиханы. Сейчас это три 3 горы, расположенных в долине реки Белой. Они образовались более 290 миллионов лет назад. В палеозойскую эру современные шиханы были рифами: тогда в этой местности было теплое море. До сих пор в скалистых частях шихан можно обнаружить фрагменты кораллов, моллюсков, брахиопод и прочих древних животных.

Еще 60 лет назад шиханы состояли из четырех гор: Торатау, Шахтау, Юрактау и Куштау. Но в 1950-х годах на месте Шахтау стали добывать известняк, и гора практически исчезла. Но, по словам ученых, даже последние два уступа, оставшиеся после разработки, представляют собой один из интереснейших геологических объектов Башкортостана.

В этом году власти Башкирии представили проект по формированию и развитию геопарка «Торатау». В его состав включены уникальные памятники природы и иные объекты, которые представляют геологическую, биологическую и историко-культурную ценность. В их числе – шиханы Тратау и Юрактау, геологический разрез Усолка, санаторий «Красноусольск», природный парк «Зилим». В планах – создание таких центров притяжения, как пещерный лабиринт «Макарово», археологический парк «Хазиново», центр искусств и ремёсел в селе Верхотор. По мнению сотрудников Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН (ПИН РАН), в состав геопарка необходимо включить и Шахтау.

Директор ПИН РАН академик Алексей Владимирович Лопатин уже направил соответствующее обращение главе Республики Башкортостан Радию Фаритовичу Хабирову и президенту Русского географического общества Сергею Кужугетовичу Шойгу. Остается ждать решения властей Башкирии.

Алексей Вячеславович Мазаев - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории моллюсков Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН

Ситуацию комментирует Алексей Вячеславович Мазаев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории моллюсков Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН.

«Уникальность Башкирских шиханов в том, что они отражают результаты многовековых геологических процессов. Дело в том, что Башкирские шиханы - это часть огромной цепочки древних одиночных рифов. Они формировались в раннепермское время в интервале от 300 до 290 млн. лет назад на границе обширного мелководного моря и относительно глубоководного пролива. Длина этой цепочки составляет сотни километров и почти вся она скрыта под земной поверхностью. Эти рифы являются немыми свидетелями последней фазы существования Палеоуральского океана. После замыкания южной части Уральского пролива, древний океан превратился во внутреннее море, а древний континент Евроамерика присоединился к другому древнему континенту - Ангарии и возник суперконтинент Пангея.

Бытует ошибочное мнение, что Шахтау сохранять не нужно. Некоторые геологи говорят о том, что геологические разрезы можно рассмотреть и на других шиханах. Но это не так. Шиханы были экспонированы на земную поверхность горстовым поднятием примерно 10 млн. лет назад. За это время любые известняки подвергаются карстовым изменениям. Меняется текстура, идут процессы кристаллизации, доломитизации и т.д. Поэтому породы, которые покрывают остальные шиханы, по большей части видоизменены. Кроме того, на Шахтау мы можем посмотреть, как риф устроен изнутри, какими типами пород он сложен и как они взаимодействуют между собой.

Шахтау представляет огромную ценность для палеонтологии – это одно из крупнейших местонахождений раннепермских морских фаун. Это поистине открытые врата времени.

Начиная с 2015 года наш институт провел 9 экспедиций в Шахтау. Были собраны уникальные коллекции, насчитывающие сотни и тысячи экземпляров. Большинство из этих экземпляров абсолютно уникальны. Почти каждая находка – ценный артефакт.

Кстати сказать, в рифовых известняках всегда можно найти окаменелости, но собрать представительную коллекцию, как оказалось, чрезвычайно тяжело. Так происходит потому, что распространение животных как на современных, так и на древних рифах имеет «пятнистый характер». Поэтому исследования даже на современных рифах требуют серьезных усилий. А мы ведь говорим об ископаемых! В действительности, успех проведенных экспедиций во многом был определен хорошей обнаженностью, ведь длина уступов в карьере Шахтау около 4-х км.

Коллекцию окаменелостей и минералов на Шахтау долгое время собирал главный геолог карьера Иван Альбертович Скуин. Как он сам выражался: палеонтологией его "заразила" известный советский специалист-литолог Ирина Константиновна Королюк, когда изучала Шахтау. К сожалению, увлечение Ивана Альбертовича стало восприниматься начальством как серьезное занятие только в последние годы его жизни. Новое руководство «Сырьевой компании», которая разрабатывает карьер, нашло отдельное помещение и организовало там музей. Этот музей, содержащий сотни артефактов является неотъемлемой частью геологического разреза Шахтау. Ни одно посещение Геологического разреза геологами не обходится без посещения музея. Музей активно посещают школьники, а также студенты  профильных вузов во время прохождения практик.

Последние годы разрез Шахтау все чаще стали посещать экскурсии нефтяников. Их интерес легко объясним, ведь первая нефть Башкирии, которая была обнаружена совсем рядом, в Ишимбае, добывается точно из таких же рифов, только погруженных на 1000 метров и более. А карьер Шахтау позволяет заглянуть внутрь нефтяного коллектора. Что называется - «пощупать его руками».

Таким образом, карьер Шахтау является уникальным геологическим объектом не только республиканского, но и мирового масштаба. Мы предлагаем сохранить разрез Шахтау для науки и будущих потомков, а также включить его в состав геопарка Торатау, который сегодня строится в Башкирии. В результате получится идеальная триада: есть шиханы, отражающие форму и размер древних рифов, есть геологический разрез, благодаря которому видно строение рифов и есть музей камня имени Ивана Скуина, в котором хранятся артефакты, собранные на этом разрезе.

Это готовая идея, которую можно реализовать. Нужно подготовить карьер для создания точки геопарка, зачистить склоны, привести в порядок музей, возможно, построить новое здание. Пока никаких решений не принято. Между тем, руководство "Башкирской содовой компании" готово поддержать эту идею и сохранить часть уступов, геологические породы которых как раз отражают этапы развития этого региона от древнего океана до Пангеи.

У Шахтау имеется огромный потенциал, объединяющий и туризм, и образование, и науку. В Китае, например, из любого геологического местонахождения стараются создать геологический памятник, сохранить его, преподнести как некое событие. На этой основе создается целая инфраструктура для развития туризма. В нашей стране, зачастую, геологические объекты превращаются в свалки. И это удивляет».

АРТЕФАКТЫ ШАХТАУ

Восточный борт Карьера Шахтау. Карьерной разработкой вскрыты: 1) Рифогенные известняки ассельского и сакмарского яруса. (Завершающая фаза существования Уральского палеоокеана) 2) Терригенные породы артинского яруса. (Замыкание южной части уральского пролива и появление внутреннего уральского моря) 3) Красноцветные толщи и галогенные породы кунгурского яруса (Резкая аридизация климата, резкое уменьшение размеров уральского внутреннего моря, появление на его месте гиперсалиных водоемов и суши). Фото предоставил Алексей Мазаев.

Фрагмент зубной спирали древней акулы Геликоприона. Артинский век. Фото предоставил Алексей Мазаев