Редакция журнала Science представила рейтинг главных научных достижений уходящего года (Breakthrough of the Year). Главным открытием названо обнаружение гравитационных волн коллаборацией LIGO — к открытию причастны и российские ученые. Об этом сообщает сайт издания.

Гравитационные волны были впервые в истории зафиксированы в сентябре 2015 года на детекторах гравитационной обсерватории LIGO, однако объявлено об этом было лишь 11 февраля 2016 года после тщательной проверки данных. На основании наблюдавшихся сигналов ученые оценили, что черные дыры, участвовавшие в этом событии, имели массы в 29 и 36 раз больше массы Солнца, а само событие произошло 1,3 млрд лет назад. За доли секунды примерно три солнечных массы превратились в гравитационные волны, максимальная мощность излучения которых была примерно в 50 раз больше, чем от всей видимой Вселенной.

В тройке самых значимых достижений по версии Science также открытие землеподобной экзопланеты у ближайшей к нам звезды и победа системы искусственного интеллекта AlphaGo над профессиональным игроком в го.

Голосовать за научный прорыв года было предложено и читателям. «Приз зрительских симпатий» получило в результате другое исследование, чем отобранные редакторами Science. Читателей впечатлили технологии выращивания зародыша в пробирке на протяжении двух недель, за это исследование проголосовало 43% участников опроса на сайте издания.

Обо всех 15 исследованиях, претендовавших на звание главного научного прорыва 2016 года, мы рассказывали ранее (см. «Голосуйте за научный прорыв 2016 года по версии Science»).