Древняя птица была меньше воробья, но с очень длинным третьим пальцем. Такое необычное строение стопы впервые наблюдается и среди вымерших, и среди современных птиц. Ученые предлагают, что птица могла использовать пальцы ног, чтобы доставать насекомых из стволов деревьев. Фрагмент стопы, благодаря которому удалось определить новый вид, был найден в янтаре возрастом 99 миллионов лет. Кратко об этом сообщает портал EurekAlert!, статья с подробным описанием нового вида появилась в журнале Current Biology.

«Я был очень удивлен, когда увидел янтарь, – говорит ведущий автор научной статьи Лида Син (Lida Xing) из Китайского университета геонаук (Пекин). – Это показывает, что древние птицы были гораздо разнообразнее, чем мы думали. У них было много разных особенностей, чтобы приспособиться к окружающей среде».

Чтобы изучить окаменелость мелового периода, ученые отсканировали янтарь с помощью микро-КТ и создали трехмерную реконструкцию стопы. Они обнаружили, что третий палец птицы – 9,8 миллиметра – на 41% длиннее второго пальца и на 20% длиннее кости в голени птиц. Команда сравнила соотношения с 20 другими вымершими птицами той же эпохи и 62 живыми птицами. Ни у одной птицы не оказалось ступни, похожей на эту.

Исследователи назвали его Elektorornis chenguangi. Elektorornis означает «янтарная птица», и она принадлежит к группе вымерших птиц, называемых Enantiornithes. Это наиболее распространенный тип птиц мезозойской эры. Считается, что энантиорнитины вымерли в одно время с динозаврами – около 66 миллионов лет назад. У них нет живых потомков.

Длина янтарного кусочка, в котором была обнаружен фрагмент ступни, достигает 3,5 сантиметра, а его вес – 5,5 грамма. Он был обнаружен в 2014 году в долине Хукавнг на севере Мьянмы. В мезозойскую эру в долине росло много деревьев, которые производили смолу. Растения и мелкие животные, такие как гекконы и пауки, часто попадают в смолу и превращаются в янтарь через миллионы лет. Ученые обнаружили в янтаре из этой долины много вымерших животных, в том числе старейшую из известных пчел и хвост пернатого динозавра.

[Иллюстрация: ZHONGDA ZHANG / CURRENT BIOLOGY, фото: Lida Xing]