В 2016 г. на базе Научно-исследовательского института молекулярной электроники был открыт первый в России Центр оценки квалификаций в наноиндустрии (ЦОК), призванный сблизить систему образования и рынок труда. Независимая оценка квалификаций (НОК) призвана прозрачно оценить квалификацию будущих сотрудников, а также улучшить взаимодействие работодателей с образовательными учреждениями. За шесть лет специалисты ЦОК не только наладили эффективную работу центра оценки, но и активно вели просветительскую деятельность в профессиональном сообществе о структуре независимой оценки квалификаций.
Сегодня ЦОК АО «НИИМЭ» проводит оценку по 18 профстандартам, включая 55 квалификаций работников наноиндустрии. На счету центра 821 экзамен для специалистов предприятий и студентов вузов, проведенных силами 50 технических экспертов и восьми экспертов по оценке. О деятельности ЦОК АО «НИИМЭ», его месте и роли в развитии процедур независимой оценки квалификации рассказывает руководитель Центра оценки квалификаций АО «НИИМЭ», член Совета по профессиональным квалификациям в сфере нанотехнологий и микроэлектроники Лилиана Поликарпова.
— Лилиана Владимировна, если бы вас попросили назвать две главные причины, по которым стоит внедрять независимую оценку квалификаций в микроэлектронной промышленности, что бы вы назвали?
— У образовательных организаций и работодателей есть свои причины для внедрения процедуры НОК. Объединяет их то, что внедрение системы независимой оценки квалификаций будет способствовать решению проблемы кадрового дефицита на рынке труда.
Для образовательных учреждений преимущество от внедрения этой процедуры состоит в том, что инструменты независимой оценки квалификации позволяют корректировать образовательные программы вуза, учитывая квалификационные дефициты, выявленные у студентов. Проще говоря, система НОК поможет высшим учебным заведениям готовить специалистов, которые после вуза в большей мере соответствуют требованиям работодателя. Это направление работы регламентируется Федеральным проектом по проведению внешней оценки качества подготовки выпускников вузов, о котором я упомяну далее.
Для работодателей также есть множество плюсов от внедрения в производственные процессы системы НОК. Инструменты независимой оценки квалификаций помогут им более эффективно выстраивать кадровую политику организации, формировать кадровый резерв предприятия и управлять им, оценивать компетентность соискателей при подборе персонала, а также эффективно обучать и проводить аттестацию работников, включая обязательную аттестацию в рамках выполнения госзаказов, разрабатывать и актуализировать должностные инструкции, присваивать работникам тарифные разряды, категории и многое другое.
На мой взгляд, внедрение процедуры НОК также помогает установить более объективную и справедливую систему оплаты труда сотрудников.
— АО «НИИМЭ» стало одним из пионеров внедрения независимой оценки квалификации. Как система НОК интегрирована в деятельность предприятия?
— АО «НИИМЭ» ставит своей задачей создание экосистемы в отраслевой подготовке кадров. Для решения этой задачи мы встроили в образовательный процесс многофункциональный центр оценки квалификаций, охватывающий как подготовку кадров внутри предприятия, так и те образовательные проекты, которые мы ведем в интересах отрасли.
АО «НИИМЭ» тесно сотрудничает с профильными вузами, и мы помогаем студентам этих учебных заведений оценить соответствие их знаний и навыков реальным, «боевым» требованиям профессии. В нашей образовательной экосистеме есть также учебный центр. Разрабатывая программы дополнительного профессионального образования, мы встраиваем в курс инструменты НОК, чтобы слушатели могли оценить уровень знаний после прохождения учебного курса, выявить пробелы и составить дальнейшую программу развития.
Наконец, непосредственно Центр оценки квалификации выполняет сразу несколько функций: генерирует инструментарий НОК, разрабатывает методические рекомендации по применению инструментов НОК в деятельности организации, внедрению требований профстандартов в HR-процессы, проводит квалификационные экзамены и развивает сетевое взаимодействие с другими организациями в отрасли — сотрудничает с вузами, выстраивает партнерские отношения с производственными площадками.
— Расскажите, как выстраивается это отраслевое взаимодействие? Например, с вузами. Неужели через процедуру независимой оценки квалификаций работодатель может влиять на подготовку специалистов в вузе?
— По диплому о высшем образовании нельзя конкретно определить, что умеет делать студент, поэтому работодатель зачастую отдает предпочтение кандидатам с опытом работы. Дефицит специалистов определенной квалификации на рынке труда заставляет работодателей искать новые форматы подготовки специалистов «под себя». АО «НИИМЭ», как и другие передовые компании, уже длительное время самостоятельно готовит и доучивает студентов и выпускников вузов в сотрудничестве с учебными заведениями.
В 2019–2021 гг. наша компания участвовала в отраслевом проекте «Вход в профессию». Были разработаны так называемые входные квалификации для студентов профильных вузов, кроме того, был запущен процесс внесения изменений в соответствующие профстандарты на уровне Министерства труда. Федеральные образовательные программы базируются на конкретных профстандартах. Соответственно, внося нужные изменения в профстандарты и дополнения к ним, создавая комплекты оценочных средств, проектируя входные квалификации и проводя профессиональные экзамены, мы стимулируем вузы приводить свои образовательные программы в соответствие с требованиями рынка труда. Планомерная работа в этом направлении позволит постепенно «настроить» систему образования на учет интересов работодателей.
Еще в 2019 г. по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по образованию и науке стартовал Федеральный проект по внешней оценке качества образования. В.В. Путин поручил вузам проводить внешнюю независимую оценку качества подготовки студентов, в том числе путем проведения независимых профэкзаменов. Я считаю, что вузам неизбежно придется встраивать профессиональный экзамен в промежуточную и итоговую аттестации и создавать экзаменационные центры (ЭЦ) для проведения независимой оценки квалификации.
Сейчас мы продолжаем участвовать в Федеральном проекте оценки качества образования и верим, что удастся синхронизировать подготовку студентов с запросами отрасли. Это будет благом для всех участников процесса.
— По каким каналам строится взаимодействие с другими предприятиями отрасли?
— В этом направлении ЦОК НИИМЭ также активно участвует в проектах по отраслевой подготовке кадров. Наши специалисты совместно с Советом по профессиональным квалификациям в сфере нанотехнологий и микроэлектроники разрабатывают методики по внедрению НОК в механизмы управления персоналом высокотехнологичных компаний. Далее коллеги обращаются к нам за консультационной поддержкой в проведении профессиональных экзаменов и разработке программ дополнительного образования, направленных на устранение выявленных квалификационных дефицитов.
— Кто выступает инициатором процедуры НОК, может ли сотрудник или студент самостоятельно обратиться в ЦОК для ее прохождения?
— Разумеется, инициатором может быть и работодатель и вуз, и частное лицо. Любой человек, который желает определить или подтвердить свой уровень квалификации, может пройти эту процедуру в нашем Центре оценки или экзаменационных центрах нашего ЦОК в регионах. Такие центры есть в ВГУ и КубГУ.
— Как это сделать?
— В первую очередь надо выбрать профстандарт. Для выбора, подходящего вашему виду деятельности профессионального стандарта, следует ориентироваться на строку «Основная цель вида профессиональной деятельности» на первой странице профстандарта.
Далее можно посмотреть, какие квалификации выделены из него, и ознакомиться с описанием обобщенных трудовых функций в описании квалификации. Тут важно учесть, что наименование той или иной должности у работодателя может не совпадать с предложенными наименованиями квалификаций, несмотря на то что сейчас их уже выделено внушительное количество. Чтобы выбрать наиболее подходящую квалификацию, следует выделить четыре-пять ключевых позиций, наиболее близко описывающих то, чем вы занимаетесь, и сделать на них основной акцент.
Затем нужно просто оставить заявку на сайте, после чего специалист центра оценки квалификаций свяжется с заявителем и объяснит дальнейшие действия. Профессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей. Сейчас часть профессиональных экзаменов доступна для проведения в дистанционном формате. Результаты экзамена обычно появляются в течение семи дней.
— Что участник процедуры получает в итоге?
— Возможных вариантов всего два.
Участник сдал профэкзамен и подтверждает свою квалификацию и получает свидетельство. Оно также представлено в реестре Национального агентства развития квалификаций, что подтверждает подлинность выданного документа;
В случае если экзамен не сдан и выявлены квалификационные дефициты, заявитель получает подробные рекомендации, какие области знаний нужно подтянуть. Их своевременное определение и устранение поможет скорректировать план карьерного развития и уделить внимание тому, что действительно важно для успеха в профессии. Особенно это важно в условиях ожидающегося роста числа специалистов для отрасли.
— Как вы оцениваете деятельность ЦОК НИИМЭ за прошедшие шесть лет с момента основания?
— В целом положительно. Наша деятельность расширяется. Буквально в конце прошлого года на заседании Совета по профессиональным квалификациям (СПК) в области промышленной электроники и приборостроения было принято решение о наделении АО «НИИМЭ» статусом «Центр оценки квалификаций». Для нас это расширение области деятельности по новым видам профессиональной работы, а также возможность сотрудничества с новыми образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования с целью подготовки квалифицированных кадров для промышленной электроники и приборостроения. Стартовая деятельность ЦОК на базе СПК в области промышленной электроники планируется по четырем профессиональным стандартам:
— ПС № 102 «Специалист по эксплуатации радиоэлектронных средств (инженер-электроник)»;
— ПС № 245 «Инженер-технолог по производству изделий микроэлектроники»;
— ПС № 1281 «Сборщик микросхем»;
— ПС № 1286 «Контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов».
— Какие у вас планы по развитию ЦОК НИИМЭ?
— Конечно, есть куда стремиться. Наши специалисты, признанные эксперты в вопросах НОК, не стоят на месте и регулярно проходят обучение, которое организует Национальное агентство развития квалификаций. Мы нацелены на более глубокую интеграцию в федеральные стратегические инициативы в сфере профильного образования. Например, стремимся стать партнерами проекта «Передовые инженерные школы» в университетах и предложить свои образовательные программы, разработанные с учетом методологических инструментов НОК, национальному проекту «Приоритет-2030».
Неотъемлемой частью нашей работы остается разработка новых квалификаций и инструментов оценки к ним. Мы продолжим двигаться также в тех направлениях, о которых я говорила выше, — развивать отраслевое сотрудничество и взаимодействие с вузами.
Материал подготовлен на основе материалов и изображений, предоставленных АО «НИММЭ».