Биологи из Университета Вандербильда (США) раскрыли у муравьев точный механизм, который отвечает за «разблокировку» агрессивного поведения насекомых по отношению к другим муравьям, сообщает пресс-служба Университета Вандербильда.

Муравьи – социальные насекомые. Они способны к сложным взаимодействиям и могут проявлять организационное поведение. У муравьев есть специфические химические маркеры, которые играют ключевую роль в их взаимодействиях. Например, благодаря им муравьи могут определить «своих» и «чужих» – пришлых муравьев из другой группы. Эти маркеры – смесь запахов, которые выделяют насекомые.

Однако, как показывает недавнее исследование, результаты которого опубликованы в журнале Journal of Experimental Biology, муравьям недостаточно почувствовать запах, чтобы проявить агрессию по отношению к чужакам и начать защищать свое гнездо. Сигналы-маркеры должны быть точно декодированы определенными рецепторами, чтобы муравьи начали злиться. То есть муравьи не просто так выбирают агрессивное поведение – за это несет ответственность специальный механизм. Если он не сработает – если рецепторы неверно расшифруют маркеры, – то и агрессия будет «заблокирована».

Чтобы проверить, как работает механизм, ученые провели эксперимент. Они устроили небольшие «дуэли» между муравьями вида Camponotus floridanus из девяти отдельных колоний. В одном случае рецепторы работали как обычно – и насекомые, почуяв чужака, проявляли агрессию. Как правило, это выражалось в укусах, выпадах в сторону врага. В двух других случаях исследователи либо блокировали рецепторы муравьев, либо активировали их еще больше – с помощью специального химического агента.

Эксперимент показал, что в то время как муравьи с нормальными рецепторами продолжали распознавать и бороться с муравьями из других колоний, у муравьев с заблокированными или чрезмерно активными рецепторами  проявлялось значительное снижение агрессивного поведения.

[Фото: VANDERBILT UNIVERSITY]