Федеральное исследование предполагает, что в питьевой воде в США распространены опасные химикаты, - пишет sciencemag.org со ссылкой на Science of the Total Environment.

В последние недели руководство Агентства по охране окружающей среды (АООС) США в Вашингтоне (округ Колумбия) размышляло над тем, стоит ли защищать питьевую воду от нерегулируемых промышленных химикатов, известных как пер- и полифторалкильные вещества (ПФАС). Ученые агентства обнаружили, что соединения более широко распространены в питьевой воде, чем они думали ранее.

Химикаты ПФАС широко используются для изготовления антипригарных и водостойких продуктов, в том числе пен, используемых для борьбы с пожарами. Две наиболее распространенные формы - перфтороктановая кислота (ПФОК) и перфтороктановый сульфонат (ПФОС) - больше не производятся в Соединенных Штатах, но в некоторых случаях были заменены соответствующими химическими веществами. Соединения могут сохраняться в окружающей среде в течение десятилетий и были обнаружены во многих источниках питьевой воды. Исследователи связывают ПФАС с возникновением рака и дефектами развития.

АООС сталкивается с необходимостью установить национальный предел на концентрации ПФАС в питьевой воде. (Некоторые штаты уже установили свои собственные ограничения.) Пока не было предпринято никаких мер, и агентство оспаривает сообщения о том, что оно не будет выпускать стандарты. В то же время, многие сообщества подталкивают чиновников к проверке водоснабжения с целью документирования масштабов любого загрязнения.

Исследование, опубликованное ранее в этом месяце учеными из АООС и Геологической службы США, предполагает, что химические вещества широко распространены. Они обнаружили разные сочетания 14 соединений ПФАС во всех 50 протестированных пробах питьевой воды - значительный скачок по сравнению с аналогичным исследованием 2016 года, в котором использовались менее чувствительные методы тестирования, и химические вещества были обнаружены менее чем в 3% проб.

Исследователи взяли по два образца на 25 водоочистных сооружениях: один – необработанной воды, второй – обработанной. Только один образец содержал концентрации ПФОК выше 70 нанограмм на литр (нг/л) - этот уровень в настоящее время считается «рекомендательной» верхней границей. Согласно заключению Центра по контролю и профилактике заболеваний в Атланте, это количество слишком велико. Исследователи также измерили концентрации трех других соединений ПФАС, которые превышали 70 нг/л, но правительство не установило никаких консультативных стандартов содержания этих соединений.

Исследование помогает подчеркнуть, «насколько широко распространены ПФАС в окружающей среде», - говорит Джейми ДеВитт - экологический токсиколог из Университета Восточной Каролины в Гринвилле (штат Северная Каролина), который не принимал участия в работе. И это говорит о том, что «ПФОК и ПФОС - не единственные ПФАС, о которых мы должны беспокоиться».

В исследовании не указано, сколько людей могут пить проверенную воду, поскольку места отбора проб являются конфиденциальными. Но, используя данные за 2016 год, собранные федеральными учеными, можно оценить, что до 110 миллионов человек используют воду, содержащую ПФАС.

Ольга Найденко, старший научный советник Environmental Working Group, отмечает, что для исследователей необычно обнаруживать химические вещества ПФАС в питьевой воде, превышающие рекомендательный уровень. И она считает, что существующие консультативные уровни агентства по ПФОС и ПФОА не обеспечивают достаточной защиты. Она считает, что люди должны быть об этом проинформированы.

Более строгие стандарты содержания ПФАС могут заставить поставщиков питьевой воды в США тратить сотни миллиардов долларов на удаление химических веществ. Также может потребоваться, чтобы те, кто использовал химические вещества, включая промышленные объекты, пожарные службы и военные части США, оплачивали уборку и, возможно, даже ущерб людям, которые смогут доказать, что эти вещества нанесли вред их здоровью.

[Фото: sciencemag.org, puhhha: ru.123rf.com]