Материалы портала «Научная Россия»

Они защищают Отечество. 25 фактов о подводных лодках

Они защищают Отечество. 25 фактов о подводных лодках
Оборона страны в современных условиях не может обойтись без достижений науки и техники. Подводные лодки – отличный пример современной защиты Отечества.

Первая попытка их боевого применения произошла в войну американских колоний с Англией за независимость. Первая жертва появилась 17 февраля 1864 года. По настоящему грозным оружием они стали во время I Мировой войны. А после II Мировой войны из тактического оружия они превратились в стратегическое. Речь о подводных лодках – настоящих защитниках Отечества.

1. Отстаивая необходимость строительства субмарин в России, преподаватель Кронштадтской водолазной школы лейтенант Иван Ризнич приводил пример: «Однажды в трюмах парохода, везшего из Индии хлопок, заметили змей. Змеи появлялись из любых щелей и смертельно жалили. Страх обуял команду и пассажиров. Сила змей была в непредсказуемости их появления и полной скрытности». Именно в этом виделась и сила подводных лодок.

2. В одной из записных книжек Леонардо да Винчи, датированной 1502 годом, нашли эскиз небольшой подводной лодки, имеющей заостренные оконечности и невысокую рубку с входным люком. Подробности исследователи не поняли, да Леонардо и не стремился к этому – боялся разрушительных последствий подводной войны.

3. Через три четверти века на другом конце Европы отставной артиллерист британского королевского флота Уильям Борн связно и четко изложил принципы создания управляемого подводного аппарата.

4. Еще через полвека в той же Британии их воплотил в жизнь Корнелиус Ван Дреббель. Его подводная галера представляла собой деревянный остов, обтянутый кожей, которую смазали жиром. Дреббель и его команда два часа плавали под водами Темзы, демонстрируя лодку королю Якову I. И эту лодку предназначали для войны, о чем прямо сказал физик Гюйгенс: «Как я многократно слышал от самого Дреббеля, вражеские корабли, стоящие в безопасности на якоре, могут быть скрытно и неожиданно атакованы под водой и потоплены с помощью тарана».

5. И мореплаватель, и плотник русский царь Петр I тоже не прошел мимо «потаенного огненного судна большого корпуса». Крестьянин-самоучка Ефим Никонов в Петербурге на галерном дворе создал и испытал в присутствии царя действующую модель подводной лодки. Полноразмерной лодки ему построить не удалось: царь Петр умер.

6. Наполеон оказался куда более близоруким, чем царь Петр. Создатель первого парохода Роберт Фултон обратился к французскому императору с готовым проектом подводной лодки, но сперва понят не был, а после и сам отказался раскрывать детали проекта. О чем Бонапарт, будучи сослан на остров Эльба, пожалел: подлодка вполне сгодилась бы для побега.

7. В войну американских колоний с Англией за независимость подводную лодку применили в бою. Субмарина под названием «Черепаха» атаковала флагманский корабль британского флота, но была обнаружена и вреда ему не нанесла.

8. Первую успешную атаку подводной лодки датируют 1864 годом. Это случилось все в тех же Соединенных Штатах Америки: в Гражданскую войну Севера и Юга. Лодка южан, названная по фамилии ее создателя «H. L. Hunley», потопила корвет северян. Сила взрыва была так велика, что на воздух взлетели оба корабля. Подлодка спаслась, но ненадолго: через несколько минут приливная волна захлестнула открытый люк и «Ханли» затонула, открыв счет авариям на подлодках, но все же доказав возможность их применения в бою.

9. Первый в России действующий подводный корабль и первую в мире металлическую подводную лодку построили в Петербурге на Александровском литейном заводе по проекту русского военного инженера Карла Андреевича Шильдера. Чудо, что за лодка! Корпус длиной 6, шириной более 2, и высотой в 2 метра был изготовлен из пятимиллиметрового котельного железа. Движителем лодки служили особые гребные устройства, очень похожие на утиные лапки. Покопавшись в научных трудах Ломоносова, Шильдер выудил оттуда идею оптической трубы – до него перископов на субмаринах не было.

10. Четыре года подлодка Шильдера плавала по Финскому заливу – Карл Андреевич сам командовал экипажем из десяти человек, среди которых был юный мичман Нахимов. Макет этой лодки сегодня хранится в Калужском музее истории космонавтики. Почему именно там? А субмарина Шильдера была оборудована двумя ракетными станками и вооружена ракетами.

11. Следующий шаг к подводному могуществу России сделал талантливый изобретатель Иван Федорович Александровский. В 1862 году Морской комитет одобрил проект, и в следующем году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге заложили лодку конструкции Александровского. Сегодня ее называют первой русской подлодкой с механическим двигателем. Лодка имела железный корпус с толщиной обшивки от девяти до двенадцати миллиметров, рубку с иллюминаторами, две пневматические машины и два винта. Воздух для пневматической машины хранился в 200 чугунных баллонах под давлением до 100 атмосфер.

12. Одновременно Александровский представил еще один проект: ту же лодку, только в миниатюре. Он предлагал использовать ее в качестве самодвижущейся мины под названием «Торпедо».

13. И все же русский подводный флот отсчитывает свою историю от 1903 года. Именно в этом году спущена на воду подводная лодка «Дельфин» – первая российская субмарина, принятая флотом на вооружение. Это был как раз тот случай, когда помогло несчастье: русское военное ведомство вело переговоры о покупке подводных лодок с американской фирмой, но не сошлись ни в количестве, ни в цене. Тогда Морское ведомство создало комиссию из трех человек для проектирования ныряющих миноносцев. В нее вошли Иван Бубнов, Иван Горюнов и Михаил Беклемишев. Запомните эти имена – это слава российского флота.

14. Одновременно с подлодкой родилось знаменитое конструкторское бюро морской техники. Конструкторское бюро Балтийского завода потом преобразуют в отдел подводного плавания, а еще через десяток переименований оно превратится в ЦКБ «Рубин» – роддом всех российских подводных кораблей.

15. В мае 1903 года миноносец №150, позже переименованный в «Дельфин», спустили на воду, в июне главный инспектор кораблестроения начертал на рапорте об испытаниях: «Начало сделано прекрасное». 14 октября ходовые испытания закончились, и подлодку под командованием Михаила Беклемишева ввели в состав флота. Сегодня этот день считают днем рождения подводных сил России.

16. Современная подводная лодка имеет один, как большинство американских субмарин, или два – как отечественные подлодки – корпуса.

17. Легкий водопроницаемый корпус имеет совершенные в гидродинамическом отношении обводы, он обеспечивает лодке обтекаемость. В подводном положении внутри него находится вода, и ему нет необходимости быть прочным, ведь давление внутри него и снаружи одинаково.

18. Не то внутренний, прочный корпус – он должен выдержать давление воды на больших глубинах погружения. Изготавливают его обычно из легированной стали. Внутри этот прочный корпус разделен переборками на отсеки: случись в одном отсеке течь, на общую живучесть корабля это не повлияет.

19. На каждой подводной лодке множество цистерн: для хранения топлива, питьевой воды и главное, для погружения. По закону Архимеда, для того, чтобы тело полностью погрузилось в воду его вес должен равняться весу вытесненной им воды. Чтобы выполнить архимедов закон подводная лодка принимает балласт – воду в цистерны. Для всплытия балласт продувается – воду вытесняют из цистерн сжатым воздухом.

20. При погружении и всплытии как раз и изменяется этот таинственный дифферент, упомянутый в песне в песне Пахмутовой на стихи Гребенникова и Добронравова «Усталая подлодка»:

Лодка диким давлением сжата,

Дан приказ – Дифферент на корму.

Это значит, что скоро ребята

В перископы увидят волну.

Дифферент – это угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения, то есть разница осадок кормы и носа.

21. Для движения подводной лодки нужна энергия. Но и тут не все просто: подводный и надводный ход обеспечивается по-разному. Все подлодки нынче делят на два больших класса – с раздельным или единым двигателем.

22. В старину единым двигателем был человек – силой своих мускулов он приводил в движение лодку и над водой и под нею. Потом применяли паровую машину и дизель, но все подобные двигатели требуют атмосферного воздуха, то есть годятся только для надводного плавания. И значит, нужен второй двигатель – для движения в толще воды. Таковым был и остается электромотор, который питается от аккумуляторной батареи.

23. Однако батареи требуют подзарядки. И только атомные подводные лодки решили эту проблему: атомный реактор – это тот самый единый двигатель, который позволяет плавать как угодно.

24. Но подлодке мало плавать – она должна воевать. А чем? О, тут тоже огромный выбор: субмарины могут быть вооружены баллистическими и крылатыми ракетами, торпедами, минами, могут носить малые подлодки специального назначения. Для защиты подлодок в подводном положении их снабжают даже переносными зенитно-ракетными комплексами. Иной раз даже неловко сказать «подлодка» – это целый ракетный подводный крейсер стратегического назначения.

25. В советские времена походы атомных подводных лодок длились месяцами. Командиры вспоминают, что у них были весьма ограниченные возможности поощрения личного состава. Одним из поощрений было такое – посмотреть на море в перископ.

 

 

вмф день защитника отечества история техники подводная лодка

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий