«Требовалась исключительная сила духа, чтобы извлечь законы природы из конкретных явлений, которые всегда были у всех перед глазами, но объяснение которых тем не менее ускользало от пытливого взгляда философов»
Жозеф Луи Лагранж о Галилео Галилее

15 февраля 1564 года в Италии родился Галилео Галилей — родоначальник экспериментальной физики, астроном, философ и математик, пропагандист "коперниковой" системы мироустройства, согласно которой Земля и планеты движутся вокруг Солнца. В 1608 году телескоп (как зрительная труба) был изобретен голландским очковым мастером Иоганном Липперсгейем. Но именно Галилео Галилей первым направил телескоп, созданный им собственноручно, в небо для астрономических наблюдений. И то, что он увидел, оказалось невероятным.

«Взглянув на планету Юпитер, Галилей обнаружил несколько обращающихся вокруг него небольших спутников. Отсюда следовало, что не все небесные тела обращаются вокруг Земли, как считали Аристотель и Птолемей. Примерно в то же время Кеплер уточнил теорию Коперника, предположив, что планеты двигаются не по круговым орбитам, а по эллипсам, благодаря чему удалось добиться согласия предсказания теории с наблюдениями. Всё это окончательно добило систему мира Птолемея»‎ Стивен Хокинг, Леонард Млодинов "Кратчайшая история времени"

Современные представления о движении тел восходят к Галилею и Ньютону. Примечательно, что Исаак Ньютон родился в год смерти Галилея (1643 год по новому стилю). Кстати, не исключено, что сделать главное научное открытие — закон всемирного тяготения — Ньютону тоже помогло наблюдение за ночным небом.

«Ходит легенда, что Исааку Ньютону на голову упало яблоко, но достоверно неизвестно, правда это или нет, зато мы точно знаем, что Ньютон наблюдал огромную яркую комету в 17 веке. В дальнейшем она получила название кометы Галилея. Ньютон заметил, что этот объект приближается к Солнцу, а потом он увидел, что какая-то комета улетает от Солнца. Ученый понял, что это та же самая комета, что она притянута небесным светилом и обращается вокруг него. Таким образом Ньютон предположил, что в космосе действуют те же силы гравитации, что и на Земле. Отсюда и вышел закон всемирного тяготения», — считает аспирант Института астрономии РАН, координатор AsteroidDay по России Екатерина Ефремова.

Галилей, как первооткрыватель астрономии, показал своим примером, что у людей есть шанс понять окружающий мир, что мир за пределами Земли наблюдаем.

«Оставаясь преданным католиком, Галилей не поколебался в своей вере в независимость науки. За четыре года до смерти, находясь всё ещё под домашним арестом, он тайно переправил в голландское издательство рукопись своей второй крупной книги «Две новые науки». Именно эта работа, в большей степени, чем его поддержка Коперника, дала рождение современной науке»‎ Стивен Хокинг, "Краткая история времени"

В число спутников Юпитера, которые первым в мире наблюдал в 1609-1610 годах Галилей, входят Ганимед, Каллисто, Ио, Европа. Горы на Луне — это также открытие Галилея. Ученый был очень плодовит на идеи: именно он положил начало динамике, установил закон инерции и закон движения тела по наклонной плоскости, открыл закон сложения движений, закон постоянного периода колебаний маятника. Будучи профессором математики, занимался теорией вероятности, но сильнее всего ученого привлекала геометрия:

«Что мы с вами скажем на это?.. Не должны ли мы признать, что геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать? Не прав ли был Платон, требуя от своих учеников прежде всего основательного знакомства с математикой?»
«Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых наук» (1638), Галилео Галилей.

Галилей писал, что «попытка трактовать естественные проблемы без геометрии есть попытка сделать невозможное».

Низкий каменный свод… Крючья… Цепи… Тиски…
От жаровни с углями свеченье…
Раскаленным железом скрутило виски.
Отречения… Ждут отреченья…
Сергей Данилов, из песни “Второе отречение Галилео Галилея”

Взгляды, изложенные астрономом в книге "Диалог о двух главнейших системах мира", послужили основанием для его привлечения к суду по подозрению в ереси. Инкивизиционный процесс над 69-летним ученым состоялся в 1633 году. Но ни низких каменных сводов, ни жаровни с углями, ни страшных издевательств там не было. 22 июня 1633 года в базилике Святой Марии над Минервой в Риме в присутствии всех членов суда Галилео Галилей на коленях отрекся от своего учения. По словам математика Давида Гильберта, это было разумное решение. Только идиоты верят, что наука требует жертв, говорил он. Суд на Галилеем длился два месяца. Остаток своей жизни ученый провел  под домашним арестом и под постоянным надзором инквизиции.

«Я думаю, что авторитет Священного Писания служит тому, чтобы убедить людей в тех истинах и положениях, которые необходимы для спасения их души; а так как эти истины превосходят границы человеческого понимания, то никакая наука или же иные средства, кроме глаголящих уст самого Святого Духа, не могут заставить в них уверовать. Но я не считаю столь уж необходимым верить в то, что сам Бог, который дал нам чувства, понимание и разум, хотел, чтобы мы искали научные истины только в тексте Писания, а не с помощью самой науки; к тому же в тексте его об этого рода истинах говорится слишком мало и отрывочно». Из писем Галилео Галилея.

Источник фото в тексте и на главной странице: Юстус Сустерманс / ROYAL MUSEUMS GREENWICH