Российские ученые определили, что частицы микропластика накапливаются на дне глубокой части моря быстрее, чем в прибрежных зонах. К такому выводу океанологи пришли, проанализировав степень загрязнения осадков различных районов Балтийского моря. Полученные данные помогут определить наиболее уязвимые с точки зрения экологии участки акватории, чтобы внимательнее контролировать их состояние. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Marine Pollution Bulletin.

Полипропиленовые волокна, обнаруженные в песках прибрежной зоны Балтийского моря. Источник: Елена Есюкова

Полипропиленовые волокна, обнаруженные в песках прибрежной зоны Балтийского моря. Источник: Елена Есюкова

 

Пластик встречается практически во всех вещах, которыми ежедневно пользуются люди: пакеты, бутылки, контейнеры для еды, детские игрушки, зубные щетки и многое другое. Попадая на мусорные полигоны или в окружающую среду, пластиковые изделия разрушаются, оставляя после себя множество микропластика — мелких частиц размером от десятых и сотых долей миллиметра до пяти миллиметров.

Микропластик оказывается очень опасным для живых организмов и человека. Эти частицы попадают в водоемы, обрастают микроорганизмами, собирают на своей поверхности потенциально токсичные вещества из окружающей среды и легко переносятся течениями. Ранее исследователи установили, что микропластик накапливается также в айсбергах и ледниках, которые рассматриваются в качестве важных резервуаров пресной воды. На сегодняшний день этот продукт разрушения полимеров встречается во всех океанах, причем наиболее загрязненным оказывается морское дно, поскольку туда оседает большинство частиц.

Ученые из Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН (Москва) и Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН (Петрозаводск) оценили степень загрязнения микропластиком донных отложений Балтийского моря. Эта акватория подвергается высокой антропогенной нагрузке — на ее побережье выходят границы девяти европейских стран, — и при этом она географически почти изолирована от Атлантического океана, что препятствует обновлению ее вод. Авторы собрали 53 пробы отложений со дна на разной глубине (от трех до двухсот метров) в разных частях Балтийского моря. В них с помощью стереомикроскопа и спектрометра проанализировали количество частиц микропластика, а также их форму, размер и тип материала.

Наиболее распространенным оказался микропластик, имеющий вид длинных тонких волокон: он составил почти 75% всех обнаруженных частиц. Реже встречались пленки и фрагменты неправильной формы. При этом большинство частиц имело размер 1–2 мм и представляло собой остатки полиэтилена и полипропилена — полимеров, используемых в производстве пакетов, пищевой пленки, бутылок и одноразовой пластиковой посуды.

Суммарно исследователи выделили из проб более шести тысяч частиц, причем их число в разных участках Балтийского моря варьировалось — на некоторых станциях значения отличались на два порядка: от сотни до десяти тысяч единиц микропластика на килограмм сухого веса донных отложений. Так, наиболее загрязненными оказались глубоководные донные отложения, тогда как прибрежные участки содержали меньше поллютанта. Вероятно, это связано с тем, что легкие частицы не могут оседать в прибрежной зоне из-за более сильных течений и волнения. Интересно, что микропластик распределяется на дне совсем иначе, чем частицы естественных осадков, например ила, глины и песков. Это говорит о том, что загрязнение им привело к появлению в морской среде нового, синтетического типа донных отложений.

«Мы определили, что частицы микропластика в Балтийском море в наибольшей степени концентрируются в глубоководных отложениях в десятках километров от берега. Это означает, что наибольшую роль в распространении загрязнений такого типа играют течения. В дальнейшем мы планируем подробнее изучить особенности оседания на дно частиц микропластика разных формы и размера», — рассказывает руководитель проекта по гранту РНФ Ирина Чубаренко, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник, руководитель лаборатории физики моря Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Российского научного фонда