Современные охотники-собиратели обмениваются едой с помощью трехуровневых социальных сетей, утверждают антропологи из Великобритании, чья статья вышла на днях в журнале Current Biology. Как сообщает пресс-служба издательства Cell Press, речь в статье идет о племенах из разных частей света — агта (Agta) с Филиппин и мбенджеле (Mbendjele) из Конго.
Ни у одних высших приматов обмен пищей не развит настолько широко, как у людей, сказал Андреа Миглиано (Andrea Migliano), ведущий исследователь в проекте восстановления охотников-собирателей, поддержанном фондом Леверхольме-траст. И хотя ранее социальные сети в сообществах изучались, но теперь впервые они исследовались у наскольких различных сообществ охотников-собирателей, которые используют их для обмена едой и фуражом.
«Мультиуровневые социальные структуры существуют в разных группах охотников-собирателей, помогая их регулировать. Больше того, эти структуры регулируют социальные правила, дружбу и родственные связи и распространяются на социальные нормы, развивая более эффективные формы разделения труда и кооперации. Обмен — ключевое приспособление образа жизни охотников-собирателей, очень важное для их восстановления и вообще для эволюции человечества», — сказал он.
Основным источником белковой пищи для охотников-собирателей агта, живущих на северо-востоке Лузона в Филиппинах, служит рыба. Они также собирают мед, дикие растения, охотятся. Сообщество мбенджеле живет в области, охватывающей северное Конго и юг Центральноафриканской республики. Его члены охотятся за дичью в лесу. Оба сообщества торгуют дичью или рыбой в обмен на культурную еду — рис и маниоку.
Ученые жили в обоих сообществах много месяцев и собрали данные об обмене едой и фуражом, наблюдая за тем, как часто домохозяйства обменивались едой друг с другом. На основе этих наблюдений они сконструировали социальные сети обмена едой. В обоих сообществах люди поддерживали именно трехуровневые социальные сети. Первый уровень охватывал собственно домашнее хозяйство, состоящее из 5-6 человек, второй уровень — 3-4 близко связанных хозяйства, которые часто обменивались едой, и третий уровень — весь лагерь.
Теперь ученые намерены изучить структуру других типов соцсетей среди охотников-собирателей, таких как кооперация в заботе о детях и найти в них сходные вещи с соцсетями по обмену едой.
[Фото: Rodolph Schlaepfer]