Одна инъекция способна остановить сразу несколько опухолей

Ученые протестировали на мышах смесь биологически активных веществ, активирующих работу клеток иммунной системы, уничтожающих опухоли и даже метастазы.

Коллектив исследователей из Стэнфордского университета создал и проверил на нескольких мышиных моделях действие комбинации сигнальных веществ и ферментов, активизирующих Т-клетки определенного типа для борьбы со злокачественными опухолями и их распространению по организму. Их средство показало себя эффективным, и в скором времени начнутся его клинические испытания. Научная статья опубликована в журнале Science Translational Medicine .

Вначале ученые отобрали около 20 веществ, потенциально способных активировать Т-клетки. Их по отдельности и в различных комбинациях вводили непосредственно в опухоли, которые специально вызывали у мышей введением им под кожу живота раковых клеток. При этом у каждой мыши было по одной опухоли на каждом боку. На одну воздействовали потенциальными активаторами Т-клеток, на другую — нет.

Поскольку Т-клетки способны перемещаться, то после активации их вблизи одной опухоли должна была уменьшаться или хотя бы переставать расти и вторая. Так и происходило, но только в случае, если тестируемые соединения работали. Самым эффективным противораковым средством показало себя сочетание небольшой молекулы CpG и антитела против одного из белков Т-клеток, OX40. При их применении все имеющиеся в организме грызунов опухоли через 10 дней заметно уменьшались, а к 20-му дню зачастую и вовсе исчезали.

Проблема в том, что достаточно часто препараты против рака, протестированные таким способом на грызунах, не воздействуют на человеческие опухоли. Одна из главных причин этого в заметном отличии механизмов появления опухолей у моделей и в жизни — людям раковые клетки не подсаживают, они появляются в организме самопроизвольно в результате злокачественного перерождения здоровых. Поэтому для получения результатов, которые с большей вероятностью можно будет перенести в клиническую практику, исследователи провели еще серию экспериментов со специально выведенной линией мышей, у которых опухоли возникали спонтанно. Комбинация CpG и антител против OX40 дала хороший результат и в этом случае.

Полученные данные позволяют надеяться, что сочетание названных веществ поможет избавляться от опухолей и людям. Авторы исследования запускают клинические испытания обнаруженного ими средства. Тестировать его будут на пациентах с лимфомой — раком, поражающим лимфатическую систему.

[Иллюстрация: Sagiv-Barfi et al./Science Translational Medicine]