Ученые из США, Испании и Нидерландов обнаружили в земле одноклеточные организмы – протисты, которые ведут такой же «образ жизни», как пакман (Pacman) - герой популярной аркадной игры, сообщает пресс-служба Смитсоновского института тропических исследований. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Почва – дом для очень многих микроорганизмов. И среди относительно хорошо изученных ее обитателей – бактерий и грибков – есть особенно таинственная группа: протисты. Так называются одноклеточные микроорганизмы, у которых, в отличие от бактерий и архей, есть ядро, и которые, по этой причине, относятся к надцарству эукариот. Они перемещаются по грунтовым водам с помощью ресничек – жгутиков и крошечных волосков, расположенных по периметру клетки. Эти организмы очень быстро размножаются и, вероятно, гораздо более восприимчивы к изменению климата, чем более крупные формы жизни. Некоторые виды протистов опасны и могут вызывать заболевания. И все они без исключения играют важную роль в жизни подземной экосистемы, но какую именно – было не известно.

Раньше было невозможно идентифицировать миллионы крошечных протистов в почве, но недавно разработанная технология классификации протистов на основе их генетического кода позволила ученым охарактеризовать их в крупных масштабах. Команда собрала образцы земного грунта со всех шести континентов и секвенировала рибосомальную РНК 18S загадочных микроорганизмов.

Они выяснили, что большинство протистов ведут себя как пакман – герой аркадной игры в виде желтой круглой мордочки с открытым ртом. Протисты, подобно пакману, поглощают бактерии, перемещаясь по «лабиринтам» почвы. Были и интересные экземпляры. Так, в тропических почвах большее количество протистов были паразитами, обитающими внутри других организмов. А в пустынных почвах чаще встречались протисты, которые могут фотосинтезировать и использовать солнечный свет как источник энергии.

Исследователи определили, что определить доминирующий вид протиста можно по годовому количеству осадков на участке (вспомним, что эти микроорганизмы перемещаются в воде). А вот тип бактерий и грибков в почве обычно определяют по ее кислотности.

[Фото: STRI]