Специалисты Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН совместно с врачами-рентгенологами из Санкт-Петербурга выявили самый древний в мире случай доброкачественной опухоли у наземных позвоночных. Опухоль нашли на нижней челюсти раннетриасовой амфибии (бентозух) Benthosuchus korobkovi, жившей на территории современной Ярославской области около 251 млн. лет назад. Применение мультиспиральной компьютерной томографии (КТ) позволило выявить структурные изменения костной ткани у этого образца, характерные для неодонтогенной остеомы.

"Образец кости хранился долгое время в Государственном геологическом музее им. В.И.Вернадского РАН (Москва). Я давно обратил на него внимание, но возможность провести подобное исследование с помощью компьютерной томографии появилась только недавно. Исследование ископаемого объекта проводилось вместе с рентгенологами на базе диагностического центра «Рэмси» в Санкт-Петербурге. Подобные позвоночные животные, с патологическими изменениями кости, встречаются довольно часто, но столь древняя находка — это большая удача. В основном же ученым обычно попадаются находки более молодые: это либо поздний мезозой, либо так называемая кайнозойская эра, когда животные уже более близки по облику к современным", — рассказал в беседе с "Научной Россией" первый автор статьи, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН Игорь Витальевич Новиков.

Статья ученых "Наиболее древний случай неопластических изменений костной ткани у тетрапод" (И.В. Новиков, П.А. Гайдук, А.В. Грибанов, А.Н. Иванов) опубликована в Палеонтологическом журнале, 2020 год, №1 (DOI: 10.31857/S0031031X20010092).

Специалист рассказал, что эта амфибия имела общие корни с предками лягушек. В отношении древних амфибий доступные данные по скелетным аномалиям сравнительно редки и в основном касаются нарушений онтогенетического развития. Единственный описанный ранее  случай патологического опухолевидного изменения костной ткани у земноводных относится к одной из костей черепной крыши у раннетриасовой темноспондильной амфибии Parotosuchus из более молодых (позднеоленёкских) отложений.

"В последнее время метод компьютерной томографии стал применяться довольно часто. Но бывает сложно найти подходящую аппаратуру, чтобы исследовать крупные образцы. Поэтому нам пришлось вести довольно длительный поиск заинтересованных специалистов, которые бы захотели участвовать в подобном исследовании, и соответствующего медицинского оборудования, на котором это можно было бы это сделать", — говорит Игорь Новиков.

Исследованный сотрудниками Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН совместно с врачами-рентгенологами из Санкт-Петербурга скелетный элемент — правая ветвь нижней челюсти Benthosuchus korobkovi – принадлежал крупному животному длиной около 1,6 м и с черепом длиной не менее 40 см. На лабиальной (губной) стороне образца обнаружено локальное вздутие костной ткани продолговатой формы. Длина новообразования 29,8 мм, ширина до 17,5 мм.

Выбор КТ в качестве метода исследования был связан, в первую очередь, с необходимостью сохранения целостности образца, который является предметом основного фонда Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского РАН.

Фотографии и иллюстрации из архива Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН.