С помощью Очень Большого Телескопа Европейской Южной Обсерватории (VLT ESO) астрономы обнаружили и детально изучили самый далекий источник радиоизлучения, известный на сегодняшний день, – квазар с мощными струями, излучающими в радиоволнах. Свет от него долетает до нас за 13 миллиардов лет. Это открытие может помочь астрономам понять раннюю Вселенную, передает пресс-служба ESO.

Недавно обнаруженный квазар, получивший название P172 + 18, настолько удален, что свет от него добрался до нас только через 13 миллиардов лет: мы видим его таким, каким он был, когда Вселенной было всего около 780 миллионов лет. Хотя были открыты более далекие квазары, астрономы впервые смогли идентифицировать характерные признаки радиоактивных струй в квазаре на столь раннем этапе истории Вселенной. Только около 10% квазаров, которые астрономы классифицируют как «радиогромкие», выпускают джеты, которые ярко светят на радиочастотах.

P172 + 18 питается от черной дыры, которая примерно в 300 миллионов раз массивнее нашего Солнца и которая поглощает материю с ошеломляющей скоростью. Астрономы считают, что существует связь между быстрым ростом сверхмассивных черных дыр и мощными радиоструями, обнаруженными в квазарах, подобных P172 + 18. Считается, что струи способны увеличивать  скорость, с которой газ падает в черную дыру. Таким образом, изучение радиогромких квазаров может дать важную информацию о том, как черные дыры в ранней Вселенной выросли до своих сверхмассивных размеров вскоре после Большого взрыва.

[Иллюстрация: ESO/M. KORNMESSER]