Американские ученые обнаружили группу клеток в стволе головного мозга, которые контролируют реакцию организма на сильную потерю крови, сообщает EurekAlert!. Открытие, описание которого появилось в журнале Cell Reports, может помочь в разработке новых методов лечения травм.

«Во время сильного кровотечения мозг координирует сердечно-сосудистую реакцию, которая поддерживает приток крови к критически важным органам, таким как сердце и мозг, — отметил исследователь Джордж Соуза (George Souza) из Университета штата Калифорния. – Наше исследование показывает, что реакция сердечно-сосудистой системы на потерю крови зависит от изменений активности нескольких сотен нейронов в стволе головного мозга».

С помощью оптогенетики ученые смогли определить, что нейроны С1, которые входят в адренергическую систему мозга, становятся гиперактивными во время кровотечения: они заставляют кровеносные сосуды сужаться и поддерживают нормальное кровяное давление. При очень сильном кровотечении, однако, эти клетки становятся неактивными, что приводит к сердечно-сосудистому коллапсу. Ученые повторно активировали нейроны С1 у лабораторных крыс и тем самым восстановили как кровяное давление, так и частоту сердечных сокращений.

Авторы работы отмечают, что может быть несколько факторов, способствующих снижению активности нейронов в начале декомпенсированного кровоизлияния (при нем резко снижается артериальное давление). Необходимы новые исследования, которые помогут определить эти факторы.

[Фото: Cell Reports]