Ученые из Китая, Великобритании и Финляндии обнаружили у шмелей особый тип кишечных бактерий, которые могут улучшить память, передает портал EurekAlert!. Выводы ученых опубликованы в журнале Nature Communications.

Исследователи показывают, что у шмелей с большим количеством бактерий Lactobacillus apis в кишечнике лучше память, чем у особей с меньшим количеством этих бактерий. Было обнаружено, что особи, которые ели пищу, содержащую больше Lactobacillus apis, отличались более длительной памятью, чем их собраться, у которых была «обычная» диета.

Чтобы проверить память и способности шмелей к обучению, исследователи создали искусственные цветы разного цвета; пять цветов были связаны с раствором сладкой сахарозы, а другие пять – с раствором горького вкуса, содержащим хинин, репеллент для шмелей. Затем исследователи наблюдали, как быстро шмели смогли распознать, какие цвета были связаны с сахарным вознаграждением, и смогли ли они сохранить эту информацию в последующем тесте через три дня. Секвенировав образцы кишечника шмелей, они смогли сравнить индивидуальные различия в способностях насекомых к обучению и памяти с уровнями различных бактерий, обнаруженных в их кишечнике.

Чтобы подтвердить, что количество Lactobacillus apis в кишечнике напрямую отвечает за наблюдаемые различия в памяти, исследователи добавили эти бактерии в рацион шмелей и изучили их реакцию на ту же задачу.

Когнитивные способности шмелей различаются в зависимости от вида, и у них относительно небольшое сообщество кишечных микроорганизмов по сравнению с млекопитающими, что делает их идеальными моделями для изучения роли конкретных кишечных бактерий.

Исследователи предполагают, что наблюдаемые различия в микробиоме отдельных шмелей могут возникать из-за различий или изменений в среде гнезд, деятельности, патогенных микроорганизмах, социальных взаимодействиях и среде опыления.

[Иллюстрация: Nature Communications]