С помощью 1,5-метрового телескопа SMARTS астрономы обнаружили первый пример очень редкого типа двойной звездной системы, которая однажды создаст килоновую – сверхмощный взрыв с образованием золота, вызванный столкновением нейтронных звезд. Считается, что во всем Млечном Пути существует всего около 10 таких систем, сообщает NOIRLab. Результаты опубликованы в журнале Nature.

Эта необычная система, известная как CPD-29 2176, расположена примерно в 11 400 световых годах от Земли. Впервые ее идентифицировала  Обсерватория НАСА Swift. Более поздние наблюдения с помощью 1,5-метрового телескопа SMARTS позволили астрономам определить орбитальные характеристики и типы звезд, составляющих эту систему: нейтронная звезда, образованная сверхновой, и массивная звезда, вращающаяся на близкой орбите, которая находится в процессе превращения в сверхновую с ультратонкой оболочкой.

Сверхновая с ультратонкой оболочкой (ultra-stripped supernova) — это взрыв в конце жизни массивной звезды, у которой большую часть внешней атмосферы утянула звезда-компаньон. Этому классу сверхновых не хватает взрывной силы традиционной сверхновой, которая в противном случае «выбросила бы» ближайшую звезду-компаньона из системы. Именно такой тип сверхновой лучше всего объясняет, почему эти звезды в системе CPD-29 2176 находятся так близко друг к другу.

«Чтобы однажды создать килоновую, другая звезда также должна взорваться как сверхновая, чтобы две нейтронные звезды могли в конечном итоге столкнуться и слиться», — сказал Ноэль Д. Ричардсон из Авиационного университета Эмбри-Риддла (США) и ведущий автор статьи.

Этот процесс будут наблюдать уже астрономы будущего. Массивной звезде потребуется не менее одного миллиона лет, чтобы завершить свою жизнь в виде колоссального взрыва сверхновой и оставить после себя вторую нейтронную звезду. Затем этот новый звездный остаток и ранее существовавшая нейтронная звезда должны будут постепенно сблизиться, медленно теряя свою орбитальную энергию в виде гравитационного излучения. Когда они, в конце концов, сольются, в результате взрыва килоновой образуется гораздо более мощная гравитационная волна, которая оставит после себя большое количество тяжелых элементов, включая серебро и золото.

[Иллюстрация: CTIO/NOIRLAB/NSF/AURA/J. DA SILVA/SPACEENGINE/M. ZAMANI]