Колыбельные и танцы часто считаются крепко закрепленными в человеческом сознании; исследования подтверждают вывод о том, что они распространены в разных культурах. Однако новая работа антрополога из Калифорнийского университета в Дэвисе ставит под сомнение идею о том, что танцы и колыбельные являются универсальными для людей. Исследование, опубликованное в журнале Current Biology, основано на 43-летних исследованиях северных аче, коренного населения Парагвая.

«Помимо церковного пения, введенного миссионерами, взрослые северные аче поют в одиночку и в ограниченном числе случаев», — говорит автор исследования Манвир Сингх, доцент антропологии. «Насколько мы можем судить, антропологи никогда не наблюдали танцев или песен для младенцев среди северных аче».

Анализ, проведенный на основе подробных и длительных этнографических полевых исследований, помогает прояснить роли биологии и культурной передачи в создании и поддержании танцев и колыбельных песен в человеческих обществах.

«Танцы и песни, связанные с младенцами, считаются универсальными, и это мнение подтверждается кросс-культурными исследованиями, включая мои собственные», — говорит Сингх. «Этот вывод лежит в основе эволюционной теории о происхождении музыки».

Исследование поддерживает идею о том, что танцы и колыбельные — это выученное поведение, которое не возникает спонтанно. Люди должны изобретать, совершенствовать и передавать их из поколения в поколение.

В период с 1977 по 2020 год Хилл, заместитель директора Института происхождения человека, провел более 120 месяцев среди общин северных аче. Он тщательно документировал различные аспекты их жизни и поведения, включая отношение к музыке.

Хилл зафиксировал, что пение среди северных аче было ограниченным и сольным. Мужчины, которые поют больше, чем женщины, исполняют песни в основном об охоте, иногда о текущих событиях и социальных конфликтах. Женщины поют об умерших близких. Дети северных аче иногда подражают песням взрослых.

За это время Хилл и другие исследователи не заметили ни колыбельных, ни танцев в сообществе северных аче. «Дело не в том, что северные аче не нуждаются в колыбельных», — говорит Сингх. «Родители аче по-прежнему успокаивают беспокойных младенцев. Они используют игривую речь, забавные лица, улыбки и хихиканье. Учитывая, что колыбельные песни успокаивают младенцев, родители аче, вероятно, сочли бы их полезными».

Предыдущие этномузыковедческие исследования позволили предположить, что такие практики, как танцы и колыбельные, являются универсальными видами человеческого поведения. В конце концов Хилл связался с Сингхом и сообщил, что северные аче являются исключением.

По мнению антропологов, есть основания полагать, что северные аче утратили танцы и колыбельные наряду с другими культурными традициями, такими как шаманизм, садоводство и умение добывать огонь, в периоды, когда численность их населения значительно сократилась.

Но также возможно, что эти практики были утрачены, когда северных аче переселили в резервации. В это время исчезли и другие традиционные виды поведения, включая обряды полового созревания и охотничью магию. Исследование подтверждает идею о том, что песни и танцы не являются врожденным поведением человека, как, например, улыбка. Скорее, они похожи на разжигание костра — поведение, которое нужно изобрести и выучить.

«Это не опровергает возможность того, что у людей есть генетически обусловленное поведение для танцев и реакции на колыбельные», — говорит Сингх. «Однако это означает, что культурная передача имеет гораздо большее значение для поддержания этих форм поведения, чем предполагали многие исследователи, включая меня».

[Фото: ru.123rf.com]